- как вежливо себя вести на канадской дороге;
- правилах, которые чаще всего нарушают русские туристы по незнанию;
- чего бояться не стоит, хотя по российским ПДД это просто ахтунг, ведущий к лишению прав.
Все это во многом относится к Северной Америке целиком, хотя нюансы в каждом регионе могут быть свои. Я пишу про провинцию Онтарио в Канаде.
Итак, неписаные правила вежливости на канадских дорогах.
1. если человек включил поворотник, его надо пропустить в ряд. Не пропустить - не вежливо и даже может быть чревато аварией, так как такой подлости от вас просто не ожидают.
2. Нельзя говорить "спасибо" аварийкой как это принято в России. Аварийка тут - это реально аварийка и будет воспринята как просьба о помощи. Вариантов сказать "спасибо" тут три:
- установить предварительный eye contact( это кстати, один из пунктов ПДД по безопасности вождения тут!), договориться жестами и глазами и в качестве спасибо поднять руку ладонью к человеку. В России так иногда делают при поворотах, когда заднюю аварийку не видно.
- Просто поднять руку с открытой ладонью в надежде, что человек это заметит. Это когда вас впустили в ряд, например.
- Не сделать ничего. Это совершенно нормально, так как уровень базовой вежливости на дорогах выше чем в России и всеми подразумевается, что вас впустили и вы потом кого-нибудь впустите. То есть это "nothing special", не требующий особого спасибо с точки зрения канадца.
Несколько дней назад я впервые столкнулась со "спасибо" при помощи габаритов, но не факт, что человек не иммигрант и кроме того ситуация была уж ооочень требующая от него "спасибо". Он заехал ну совсем не туда, а я стояла и мирно ждала, пока он разберется в ситуации и выедет куда ему надо. И то он не использовал аварийку, а сначала включил левый поворотник на одно моргание, потом правый.
3. А вот пешеходы тут, наоборот, проявляют чудеса вежливости. И это несмотря на то, что они на дорогах боги и пропустить их - это ваша святая обязанность. Тем не менее любой пешеход на нерегулируемом светофором перекрестке поднимет руку ладонью к вам и это значит "спасибо". Вы со своей стороны можете улыбнуться или кивнуть. Соответственно, если вы сами переходите дорогу, то тоже поднимайте руку - у нас тут так принято.
4. Пропускать пешехода надо остановившись на стоп-линии, даже если она в 30 метрах от перехода. То есть нельзя вплотную подъехать к пешеходному переходу и встать - так вы испугаете пешехода до полусмерти. То же самое при поворотах. Если вы хотите направо или налево, а там собирается идти пешеход - значит вы никуда не поворачиваете, а стоите где стояли, ждете пока пешеход пройдет и только после этого выезжаете на перекресток. Иначе тоже будете наблюдать "скачущего в страхе оленя", даже если вы подползли к переходу со скоростью 5 км/ч. Пешеходные переходы тут, кстати, не отмечают "зебрами", а помечают двумя сплошными линиями поперек дороги.
5. Если сливаются две полосы в одну - то надо четко следовать правилу "один из левой полосы: один из правой". Не стоит пытаться проскочить второй машиной - это верх хамства.
6. Если кто-то въезжает на трассу, то вежливо уйти в соседний ряд и дать возможность человеку встроиться в поток без проблем.Тут надо отметить что въезжают на трассу в Канаде с полосы разгона. Соответственно скорость у присоединяющегося около 100 км/ч и не дать ему встроиться - это большой риск для всех. Если уйти в соседний ряд некуда, то надо притормозить чуть-чуть и все таки впустить, если вы видите, что его полоса разгона скоро кончится.
7. Если человек за рулем в затруднении, заехал в неправильный ряд, тупик или вообще на встречку (бывает и такое с местными мега развязками), то надо дать ему возможность ошибку исправить. Никто тут не нарушает правила специально, поэтому не стоит бибикать и как-то по другому выражать свое недовольство. Стойте, ждите, улыбайтесь. Побибикать можно только если товарищ на встречке и то для того, чтобы он понял, где он вообще оказался. Потому как не всегда врубаются.
8. Не метаемся по рядам в пробке. Это глупо, на самом деле неэффективно и невежливо. А "шашечки" на трассе на высокой скорости вообще рассматриваются как очень серьезное нарушение ПДД и караются штрафом в 10 тыс долларов, лишением прав и тюрьмой.
Правила, которые чаще всего нарушают русские туристы по незнанию.
Поскольку общественный траспорт развит в Северной Америке плохо, а уж про поезда вообще можно забыть, то самый удобный способ путешествий тут - это на автомобиле. И при таких поездках желательно не попасть впросак, а следовать местным правилам.
1. При повороте налево действует правило "одна машина на перекрестке" - и это ПДД, а не вежливость. То есть выезжают строго по очереди и если на перекрестке уже есть машина, то стоим перед светофором и никуда не едем даже если вам зеленый и до этого авто 30 метров свободного пространства. Это помогает избежать "елочек", заторов и вообще любых проблем на перекрестках. В РФ такое правило тоже есть на самом деле, но его никто не соблюдает. Тут соблюдают и нарушение чревато. Тоже самое если впереди вас пробка - на перекресток не выезжать и попой машины поперечный проезд не загораживать.
2. Парковка напротив пожарного гидранта. Часто едешь-едешь, ищешь парковку и тут на тебе - прекрасное пустое место. НО! Проверяем нет ли напротив этого "прекрасного" места на газоне гидранта. Если есть, а вы запарковались - штраф, если я правильно помню, около 500 долларов.
3. Соблюдаем правила парковки даже не тишайших улицах. Если стоит знак, что парковка разрешена 1 час, то это означает, что каждый час по этой тихой и совершенно пустой улице ездит специальная полицейская машина и отмечает кто, где и сколько стоит. Причем в отличие от дорогостоящих технологических средств, применяемых в России, тут используют просто мелок на длинной палке, которым полицейский ставит метки на шинах машин, не вылезая из своей. Вот так все банально, но это работает. И через полтора часа вы получите штраф. Минимальный штраф за парковку тут около 50 долларов. В некоторых случаях может случиться эвакуация. Например, если вы встали на места, отведенные под полицейские или медицинские машины. Эвакуация обойдется в несколько тысяч баксов, хотя точных цифр я не помню и, искренне надеюсь, что повода вспомнить у меня не будет.
4. На магазинных парковках не паркуемся на места для инвалидов и беременных. Эти места сладкие, так как они всегда рядом с входом, очень широкие и зачастую пустые. Но на места для инвалидов могут вставать машины, только оборудованные специальным знаком. Могут эвакуировать, хотя я лично такое никогда не наблюдала. Я просто никогда не видела, чтобы это правило нарушали.
5. Если вас остановил полицейский, то сидим в машине, положив обе руки на руль и ждем пока он подойдет. За любое другое поведение(попытка выйти из машины или руки вне зоны видимости) в США могут и пристрелить. Это потому что в любой машине может оказаться оружие и полицейские просто боятся, что вы выстрелите первым. В Канаде вряд ли пристрелят, так как оружия тут у населения намного меньше, но лучше не рисковать все таки. Звучит это страшно, но учитывая, что если вы ничего не нарушили, то вас не останавливают, то все это уже не так и жутко. Я тут вообще полицейских на дорогах видела за два года меньше, чем в Питере за пару недель. А когда вижу, то чаще всего они каким-нибудь делом занимаются полезным. Например, отгораживают полосу, на которой стоит сломавшаяся машина или что-нибудь в этом роде.
6. Если вдруг вы слышите сирены и видите, что едут полицейские-пожарные-скорая, то ваша задача всеми силами обеспечить им проезд. Это означает, что вы должны уйти из их полосы(чаще всего вправо) и притормозить. Об этом все знают и все водители в соседних полосах начнут притормаживать, ужиматься и срочнейшим превентивным образом впускать все машины из полосы скорой. В итоге скорая тут летает как молния. Но не пропустить машины с мигалками - это серьезное нарушение правил.
7. Не секрет, что в Северной Америке дети в школу ездят на школьных автобусах. Все видели такие желтенькие автобусы в кино. Если он останавливается впустить/выпустить детей ( а делает он это где угодно кроме трасс, а не только на остановках общественного транспорта), то автобус выкидывает знак "Стоп" и ваша задача остановиться с какой-бы стороны вы ни ехали(навстречу или сзади). Причем остановиться нужно достаточно далеко. Я точную цифру уже не помню, но где-то метров 20 от автобуса. Вплотную подъезжать нельзя. Стоять надо до тех пор пока автобус не уберет знак "Стоп" и не тронется с места. Нарушить правило, касающееся безопасности детей - это серьезно.
8. К направлениям движения по полосам, заданным разметкой, тут относятся серьезно. То есть если полоса, на которой вы стоите ведет налево, то пожалуйста, поворачивайте налево, даже если вы перепутали, и там уже где-нибудь потом разворачивайтесь. И если эта полоса пробочная, а соседняя "прямо" пустая, то все равно надо встать в конец пробки, а не объехать по полосе "прямо" и втискиваться. Это и невежливо и, одновременно, является нарушением правил.
9. Пристегиваться надо и на задних сиденьях, а не только на передних. Но это ответственность пассажира (если это не ребенок) и оштрафуют его, а не водителя.
10. Дети должны ездить в соответствующих возрасту детских сидениях. Поэтому при заказе такси, например, надо специально указывать, что у вас ребенок, чтобы они взяли с собой сиденье. Аналогично при ренте машины.
Чего бояться не стоит:
В России сплошная полоса носит в себе черты сакральности. В Северной Америке нет. К сплошной тут подходят разумно. Чаще всего сплошная линия просто показывает разделение направлений движения. Через нее можно и повернуть налево, и развернуться. Также если впереди вас ползет трактор, то вполне можно выехать через сплошную и объехать этот трактор, если, конечно, нет встречных машин. Если вдруг авария, и заняты все полосы, то вполне можно выехать аккуратненько на встречку, проверив, что вас видно и заметно. Встречные вас пропустят. Места, где сплошная или двойная сплошная действительно приобретают черты сакральности будут помечены знаком "обгон запрещен" или каким-нибудь другим запрещающим знаком. И сделано это будет в разумных местах, например, на холмистой или изгибистой местности.
Здесь можно и нужно поворачивать на красный свет направо, предварительно убедившись, что вы никому не мешаете на той дороге, куда поворачиваете. Если вы таки вылезли не вовремя и вам прилетят в попу, то виноваты будете вы. Соответственно, занимать правую полосу на светофоре, если вам прямо - невежливо, так как народ сзади скорее всего хочет поворачивать направо. Однако, такая ситуация бывает редко и чаще в исторических центрах городов. В других местах под поворот направо выделен специальный островок.
Также здесь разумно стоят ограничения скорости и рекомендуемые скорости. Например, если ведутся дорожные работы где-нибудь на обочине, никто не будет ставить знак 40 на трассе. Снизят со 100 до 80 км/ч и езжайте себе на здоровье. Но если вдруг на трассе стоит 40 или 20 км/ч, то это означает, что на трассе вот прямо сейчас работают люди и надо быть осторожным. И кстати, штрафы за нарушение скоростного режима в зоне дорожных работ удваиваются. Так что такое нарушение может серьезно ударить по карману. Но на 10 км/ч здесь превышают все и за это обычно не штрафуют.
При въезде на рампу может стоять ограничение(или рекомендация) как 80, так и 30 км/ч в зависимости от ее кривизны. И если стоит ограничение в 30 км/ч, то это означает, что на 80 км/ч вы реально улетите в кусты. В-общем, обращайте внимание на ограничения скорости, они тут разумны и не от балды поставлены.
Также надо внимательно относиться к ограничениям скорости внутри города. Они тут намного разнообразнее чем в РФ. Если не стоит никакого знака, то "по умолчанию" это 50 км/ч, но это ситуация редкая. Чаще всего стоят какие-то ограничения и они варьируются от 20 до 80 км/ч в пределах города. И тоже поставлены разумно. В тихом спальном месте это 40 км/ч, рядом со школой может быть даже 20 км/ч (но только в часы прихода или ухода школьников, а не все время), а на широкой дороге а-ля Гражданский проспект в Питере это будет скорее всего 80 км/ч.
Иногда "зеленый" на канадских дорогах сменяется "зеленым", а не красным. Это бывает в тех случаях, когда на боковой прилежащей дороге стоят датчики давления или движения. И если желающих ехать с боковой дороги нет, то включать красный для основной дороги смысла нет. И тогда это будет выглядеть как зеленый-зеленый.
Длительность зеленых сигналов часто тоже регулируется датчиками, которые считают число машин на светофоре. Соответственно, если машин много - зеленый будет длинный, если мало, то коротким. Поэтому, если вы только подъезжаете к перекрестку и видите большой gap между собой и уже едущими на зеленый машинами, то скорее всего вам включат уже красный из-за gap'а. Вас датчик не посчитал, се ля ви, ждите следующего зеленого. Чаще всего такие датчики ставят для выделенных полос налево.
Тут вообще все очень неплохо с организацией дорожного движения и водить легче, чем в России. Чувствуется, что дороги проектируют профессиональные инженеры, а не чиновники или полицейские.
Заканчиваю и всем желаю "drive safe" как тут часто говорят вместо "до свиданья".
Спасибо, полезный обзор.
ОтветитьУдалитьПожалуйста, рада что полезно. Вообще я удивлена, что реакция есть от вас с Мариной, я думала, что местные все эти штуки знают и ничего нового для них не будет. Век живи, век учись в общем. Никогда не угадаешь, что вызовет отклик, а что нет.
УдалитьНу мне сейчас вообще тема близка, так как я потихонечку учусь в этом направлении)
УдалитьОчень полезная для меня статья, кстати:)
ОтветитьУдалитьПо быстрому:
9) Кто-то мне недавно утверждал, что это правило до 18 лет, после 18 - можно пристегиваться или не пристегиваться, штрафа за это нет.
10) С такси все не так просто. В большинстве случаев таких кресел у них просто нет, поэтому просто сажали Петю и пропускали ремень под рукой. Более того, мы обзванивали несколько контор, и с креслами у них реальная беда (в отличае от Москвы, где кресло найти всегда просто).
Ну а с прокатными машинами проблем нет - кресло спокойно можно взять в аренду вместе с машиной. Стоит только прилично.
ОтветитьУдалить9 - имею ввиду что теперь все же пойду почитаю именно эту строку в книге,а не то, что ты неправа) Ну и вообще почитаю, а то тестов маловато)
ОтветитьУдалитьЯ вот как раз и хотела посоветовать обратиться к первоисточнику, особенно перед сдачей экзамена. У людей память не идеальна. И моя в том числе. Насколько я помню, до 18 - это ответственность водителя, а после - пассажира. Но я чаще исхожу из физики процесса, чем из правил в таких случаях. Непристегнутый человек с серединки заднего сиденья вылетает через лобовое стекло на капот как торпеда всего-то при лобовом столкновении на скорости около 40 км/ч. Что случается на скорости 100км/ч - лучше не представлять даже. В таких условиях, даже если это разрешено правилами - я бы все равно пристегнулась.
УдалитьА по поводу такси- надо же как у нас тут в Оттаве все плохо. Вроде бы в Штатах по отзывам с этим проблем обычно не возникает. Хотя своего опыта у меня пока нет.
Автобусы в Торонто благодарят именно аварийкой... но буквально долю секунды :) Больше ни от кого не видел подобного
ОтветитьУдалитьАвтобусам все можно :)
УдалитьТраки тоже вовсю пользуются аварийками для "спасибо".
Удалить