UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

пятница, 12 декабря 2014 г.

Как быть здоровым или как общаться с врачами по обе стороны океана. Канада.

Эта статья про  поддержание здоровья в Канаде будет намного короче российской версии в силу двух факторов.

Во-первых, у нас очень небольшой опыт общения с канадской медициной и, соответственно, я чего-то просто не знаю. При написании я опираюсь как на свой опыт, так и на рассказы своих знакомых с учетом моего личного понимания "а как правильно". 

А во-вторых, здесь в Канаде намного меньше возможностей воздействовать на результат лечения в силу как ее(медицины) достоинств, так и недостатков.

Хочу также отметить, что речь идет о медицине в канадской провинции Онтарио, так как в Канаде действительно настоящая федерация и каждая провинция имеет свои законы и, в частности, системы здравоохранения. И хотя они похожи по всей стране, все таки есть и различия.

Давайте снова начнем с вопроса, кто я такая чтобы судить о канадской медицине. Я не врач и оцениваю ее с точки зрения пациента. Но пациента с довольно таки большим количеством медицинских знаний относительно среднестатистического человека. 

Мы живем в Канаде около двух лет, но пользуемся медициной всего около одного года. До этого не было особой возможности, так как у нас не было семейного доктора, и было совершенно непонятно как его найти. Но когда появилась такая возможность, мы стали ею активно пользоваться, так как, как вы уже поняли из первой части про Россию, мы достаточно проактивны в отношении своего здоровья.

В результате годового общения с канадской медициной у меня сложилось впечатление, что основная ее цель и задача - это адекватно решать среднестатистические проблемы со здоровьем у населения.  И действительно, среднестатистические показатели канадской медицины весьма неплохие - средний срок жизни канадца составляет около 80 лет. Но вас, как клиента этой системы, волнует не статистика, а ваше личное здоровье. Поэтому к такой системе тоже приходится приспосабливаться, так как у среднестастического подхода есть и плюсы, и минусы. 

Безусловным плюсом является то, что среднестатистическая проблема среднестатистического человека (то есть большинства населения) решается довольно неплохо. Я сама за этот год выступала в обеих ролях - среднестатистически обычный пациент и пациент с нестандартной ситуацией и могу сказать, что впечатления отличаются как земля и небо. Когда у вас все стандартно - не восхищаться канадской медициной просто невозможно.

Среднестатистический уровень мед персонала тоже довольно высокий. Хочу отметить при этом, что когда мы говорим о статистике, речь идет не только о частых заболеваниях. Речь может идти также и о редких заболеваниях, но где пациент попадает в среднее большинство больных этим заболеванием. Например, меня просили рассказать, как хорошо здесь решаются проблемы аутистов. Я не буду вдаваться в подробности, так как это не тема данной статьи, но судя по отзывам - они решаются действительно очень хорошо. 

Проблемы же с канадской медициной у обычного человека могут возникнуть в таких случаях:

1. Вы не попали в среднестатистическое большинство и вам нужен действительно индивидуальный подход к решению вашей проблемы. Либо вы попадаете в большинство, но система такие проблемы не лечит и/или не выявляет, так как это дорого делать массово.

Приведу пару живых примеров, чтобы было понятно о чем идет речь. 

Например, многим известно, что на западе нет понятия сохранения беременности на ранних сроках. Никто вас не госпитализирует с кровотечением, а скажут "все в руках бога" и отпустят домой бояться дальше. Происходит это от того, что по статистике 70% выкидышей обусловлено генетическими причинами и врачи действительно ничем помочь не могут. Но оставшиеся 30% вполне могут сохраниться при адекватном обследовании и своевременной помощи, а также и без всякой помощи - сами по себе. Однако 30% это меньше 70%, да ещё и часть из них сохранится без всякого обследования. Поэтому государственная система здравоохранения на это просто не заточена. Только после 2-3 выкидышей вами заинтересуются и начнут искать причину этого дела. Что вы при этом переживете и сколько лет на это потратите - систему не интересует. 

Ещё пример из той же оперы: у большинства мужчин, особенно эмигрантов, к 35-40 годам есть хотя бы одна грыжа, а часто и не одна. В большинстве случаев грыжи эти несложные и их не надо никак лечить. Но на мой взгляд, желательно о них знать, чтобы вести себя соответствующе и не усугублять свое состояние. В канадской медицине у вас не будет возможности узнать о такой грыже, так как даже при жалобах на боли в спине вас в лучшем случае отправят на рентген, на котором такой грыжи будет не видно. По идее такие штуки обследуются с помощью  МРТ (MRI в англ варианте), но местная медицина на такие "простые" с ее точки зрения случаи тратить деньги не будет. Местная медицина будет ждать пока ваш случай станет "непростым" и тогда она с ним справится. Вопрос в том, будете ли вы от этого счастливы, зная, что можно было бы обойтись всего лишь правильной профилактикой.

Как бороться с этим недостатком канадской медицины?  К сожалению, я не могу предложить ничего кроме медицинского туризма. Именно такие случаи, на мой взгляд, самые  тупиковые в местной системе. Вы просто упираетесь в вежливую стену и понимаете, что вы лично ее пробить не можете вообще никак. Вам скажут вежливо, но непреклонно - извините и всё. Поэтому остается только один путь - ехать в те места, где вы можете что-то сделать недорого и быстро. Например, в Мексику или Тайланд(там прекрасная платная медицина) или в Россию. Мы тут как-то посчитали, что слетать туда-обратно в РФ на выходные и сделать там полное МРТ всех отделов спины примерно в 2 раза дешевле, чем сделать аналогичное МРТ в Канаде платно. Думаю, что в Мексике это будет еще в 2 раза дешевле, хотя бы за счет стоимости билетов.

2. Вы попали в среднестатистическое большинство, но диапазон нормы слишком широк. 

Пример к этому пункту можно привести практически с любым заболеванием. Давайте возьмем диабет. У него есть такое понятие как преддиабетическое состояние, когда глюкоза в крови ещё в норме, но находится на верхней границе. Мне известен случай, когда пациенту просто не сообщили о том, что он в группе риска, так как он все ещё попадал в ту самую "норму". Итогом стало то, что всего за 3 года человек перешел из преддиабетического состояния к инсулиновым инъекциям. Это не только вина врача, но и образа жизни пациента, однако, я бы сильно расстроилась, если бы мне не сообщили о том, что моя глюкоза на верхней границе нормы. Я сама за этот год столкнулась пару раз с аналогичным поведением врачей с другими анализами и у меня создалось впечатление, что это нормальное поведение местных докторов. Они четко следуют инструкциям и алгоритмам. Выходит за пределы чего-то - есть заболевание. Не выходит, но близко - нет заболевания. То есть размазанных понятий тут не существует. Возможно, это только частные случаи, но я слышу об этом слишком часто, чтобы это было просто исключением из правил. 

Как с этим бороться? Брать копии всех анализов, которые вам сделали, и самостоятельно их анализировать, обращая внимание на верхние и нижние границы нормы. Если что-то проходит по краю - погуглить и потом сходить на прием к доктору ещё раз и задать ему соответветствующие вопросы.

3. Дикая отсталость в коммуникациях и связанный с этим человеческий фактор.

Тут до сих пор отправляют анализы по факсу или по обычной почте. Других вариантов нет - email  или другие средства коммуникации не используются. Мне объясняли, что это связано с privacy, так как email - это типа несекъюрно. Но во-первых, существуют особые протоколы шифрования, которые позволяют передавать данные достаточно защищенно, а во-вторых мне лично совершенно все равно если кто-то чужой увидит мой анализ мочи. В 98% случаев медицинская информация никому не интересна, а никакой другой важной инфы в канадской анализах не указано в отличие от США, где в формах указан SSN(social security number), зная который можно даже взять кредит. Да и вопрос секъюрности факса достаточно спорен, учитывая, что мимо этой кучки факсовых бумажек вечно ходит толпа народа. Или можно было бы сделать единую государственную базу данных, где каждый пациент имел бы доступ к своим анализам и обследованиям, но ничего подобного в Канаде не существует.

Учитывая полное отсутствие автоматизации в передаче анализов это также приводит к тому, что они теряются, о них забывают, вспоминают через месяц и т.д. Скорость передачи в итоге очень сильно зависит от конкретных людей-администраторов клиник и лабораторий. Я лично один раз выцарапывала УЗИ в течение целого месяца. Его теряли, забывали запросить, забывали отправить по факсу и т.д. Я три раза ездила в клинику и звонила бесконечное число раз, потому что мне было очень надо, но к моменту получения это УЗИ уже безнадежно устарело.

Результатом всей этой коммуникационной отсталости является то, что практически любой анализ идет до пациента как минимум одну неделю, а зачастую не менее двух. Считается, что это ничего страшного, но я с этим категорически не согласна. За одну-две недели вполне можно получить кучу осложнений даже имея простое ОРЗ, что уж там говорить про более сложные случаи. 

Также считается, что беспокоиться вам не стоит, так как если у вас плохие анализы, то вам позвонят из клиники. На практике могут позвонить через месяц или не позвонить вообще. А могут позвонить уже после followup визита и отправить вас к врачу ещё раз, так как ассистент что-то напутал. Однажды меня вызвали в клинику и никто в итоге не знал зачем. Врач сказала, что она этого не просила, а на reception никто не помнил, что они мне звонили и оставили voicemail о том, что я должна приехать на прием. В общем, степень бардака сильно зависит от конкретного персонала. У кого-то все прекрасно в их клиниках, а у кого-то полный хаос. В моей клинике, очевидно, ближе к хаосу, хотя на врача я пожаловаться не могу. Врач хороший, но вот reception - это просто кошмар. 

Как с этим бороться? Полностью никак, но можно немножко сократить сроки ожидания, если попросить врача написать на направлении "copy to patient". Тогда вы получите результат примерно одновременно с врачом, если уже лабораторный ассистент не забудет его вам отправить по обычной канадской почте (мне забывали и приходилось звонить и напоминать). Но все таки в 95% случаев вы уже сможете сами принять решение, насколько срочно вам надо или не надо бежать на повторный прием к врачу.

4. Ужасные policies по поводу privacy. 

В теории все эти policies защищают вас от вторжения в вашу частную жизнь, а также от врачебных ошибок. На практике же это создает кучу неудобств. Например, знаете, как тут делают УЗИ? Вы записываетесь на прием (иногда это запись за несколько месяцев вперед), приходите и видите узиста, который все знает, но ничего не имеет права вам сказать, так как он официально не доктор. В полной тишине вам делают узи и вы остаетесь в полном неведении все ли с вами в порядке или уже пора копить на гробик. После УЗИ специальный доктор по картинкам, сделанным узистом (а не в динамике), пишет заключение для вашего семейного доктора. И если у вас все более менее в порядке, то это заключение выглядит как одна строка, в которой будет написано что-то типа "no remarkable issues found". Всё - ни картинок, ни более подробного описания. Соответственно, помучившись пару лишних недель в неизвестности, вы дойдете до семейного врача и узнаете что у вас все в порядке. При этом у вас нет никаких данных на руках, чтобы отследить ваше состояние в динамике. Все таки при каких-нибудь хронических заболеваниях мониторинг должен делаться раз в полгода или год. Но сравнить УЗИ и выявить различия в динамике у вашего семейного врача возможности не будет. 

Как с этим бороться? Тоже практически никак. Единственное, что я для себя выяснила за год, что можно задать узисту нейтральный вопрос а-ля "Have you found any issues?". Если все ок - то он скажет что-то типа "вроде бы все в порядке, но точно вам скажет только доктор". А если он действительно нашел что-то плохое, то ответ будет звучать просто как "вам все расскажет доктор".  Все попытки выяснить что-то более конкретное, упираются в стену - они банально боятся лишиться работы, так как комментировать обследование им категорически запрещено.

Нда, при такой системе я, конечно, никогда бы не научилась понимать УЗИ щитовидной железы, как смогла научиться в России :) Тут медицина - это действительно тайна за семью печатями. 

5. Время ожидания обследований.  
На самом деле это прямо вытекает из п.1, но поскольку жалоб в канадской медицине на эту тему очень много, то выделю отдельно. Считается, что если ваша проблема среднестатистически не срочная, то вы можете и полгодика подождать, и год. Однако большинство людей не думает, что их проблема настолько не срочная. Особенно это волнует родителей, так как над своими детьми все трясутся. Я не исключение, я тоже хочу попадать на прием к врачу-специалисту в течение недели, а не через полгода.
Но ничего поделать тут нельзя, к сожалению, и существенно ускорить процесс обычно невозможно. Можно только названивать в клинику каждый день и узнавать, а не отказался ли кто-то от приема. Иногда это помогает. Но в общем случае - нет. 

Остальные рекомендации в отношении здоровья  универсальны, как для России, так и для Канады: здоровый образ жизни, профилактические осмотры, ревакцинация, самообразование и внимательное отношение к своим анализам ещё никому не мешали. 

Также хотелось бы отметить некоторые преимущества канадской медицины, которые не всегда и не всем очевидны:

1. Тут есть либо госпитали-города, либо очень маленькие клиники, иногда вообще просто кабинеты конкретных врачей в каком-нибудь офисном здании. На практике это означает, что когда вы идете к семейному врачу или врачу-специалисту, то вероятность подхватить какой-нибудь вирус или бактерию сведена практически к нулю в отличие от российских поликлиник, где перемешаны пациенты самого разного рода и, зашедши на прием к гастроэнтерологу,  вы, просто проходя по коридору, имеете шанс хватануть грипп. Особенно это актуально для детей. 

2. Здесь очень сильна система "защиты от дурака". Медицински образованным людям типа меня она, скорее, мешает, но для среднестатистического гражданина, ничего не смыслящего в медицине, - это благо. Гражданину просто не дадут навредить себе, так как не выпишут ненужных или вредных лекарств, не назначат неправильных обследований, не дадут заниматься самолечением и т.д.

3. Уже упомянутое выше среднестатистически высокое качество мед персонала. С одной стороны, это не всегда удобно, так как функции семейного врача, медсестры или врача-специалиста очень четко разделены и каждый из них готов уделить вам 5-10 минут своего времени, не больше. С другой стороны я просто не могу представить себе медсестру в РФ, которая была бы в курсе последних исследований на тему гемолитической болезни по типу ABO. Правда тут на медсестер учат 4 года в университете.

4. Государственная медицина более человечна, рациональна и менее параноидальна. Например, лаборатории работают практически весь рабочий день, а не с 7 до 9 утра, как большинство государственных бесплатных лабораторий в России, и вас не заставляют страдать натощак, если это действительно не необходимо. Расскажу секрет - 95% анализов не требуют состояния "натощак", в частности даже общий клинический анализ крови, которым всех в России пугают, что он будет неправильный. Мою маму, например, какой-то идиот от медицины убедил, что перед анализом нельзя не только есть, но и пить. И этот миф в ее голове я не могу победить уже несколько лет, потому как "доктор же сказал". И именно утренняя порция мочи тут тоже никому не нужна, в Канаде выдают баночку и прямо в лаборатории отправляют в туалет. 

Ну вот, наверное, и всё, что я хотела бы рассказать про медицину в Канаде.

P.S. Как и в статье про медицину в России, не все упомянутые мною болезни присутствуют в моей семье. А то у вас может создаться впечатление, что более больного человека, дающего советы о здоровье, вы просто не встречали :)

5 комментариев:

  1. Очень интересно.
    Я почему-то думал, что система в Канаде очень похожа на систему в Нидерландах. Но получается все-таки отличается, хотя есть похожие моменты

    Тут у нас основные проблемы, это пробиться через домашнего доктора с какой-то проблемой, которая по первичным признакам выглядит не очень серьезно. Зато если пробился к специалистам в больницу, там обычно все будет на высшем уровне. И вопросы можно всем любые задавать :)

    А как в Канаде организовано страхование/плата за медицину? Я слышал, что платной медицины нет, поэтому сложно что-то такое сделать, что не идет через домашнего доктора. Но нужно ли покупать страховку самому, что она при этом покрывает и т.д.

    У нас страховка обязательная, но каждый платит сам за нее. При этом домашний доктор как бы бесплатен, страховка начинает фактически работать, когда ты идешь к специалисту. Поэтому основная функция домашнего врача - допустить как можно меньше пациентов к специалисту, чтобы сохранить деньги для страховых компаний.

    ОтветитьУдалить
  2. Здесь тоже есть проблема "пробиться от семейного доктора с специалисту", но она меркнет по сравнению со сроками ожидания приема у этого самого специалиста. И степень сложности пробивания сильно зависит от конкретного семейника, видимо, у них нет общей установки на "недопустить".

    Ещё здесь просто ужасная проблема - это найти самого семейника, который принимает пациентов. Теоретически есть всякие гос программы, которые тебе помогают это сделать, но практически это не работает и есть жуткий дефицит врачей. Нам тупо повезло, мы о семейнике, который в Канаде недавно и потому ещё не забит под завязку, узнали от знакомых примерно через год после приезда. Как искать этого врача без знакомых - понятия не имею, у многих канадцев семейника нет в принципе. Тогда они ходят в walk-in клиники - это клиника, где тебя принимает первый попавшийся врач. Но это не очень удобно, так как туда обычно идут когда надо что-то срочно а-ля "у ребенка температура". Опять таки теоретически, если тебе не нравится семейный врач, то ты можешь его поменять. Но практически это очень маловероятно из-за упомянутого выше дефицита, то есть хватаешь, что дают, а не что нравится. То же самое со всеми другими специалистами. Теоретически у тебя есть выбор. Практически бежишь к тому, куда направили. Хорошо, что в среднем они неплохие, но бывают и исключения.

    Ещё с семейниками тут есть проблема "один прием - один диагноз", то есть ты не можешь прийти и сказать, что у тебя болит горло и пятка, надо назначать два визита, причем в разные дни. Мне дико повезло - у меня русскоязычный семейник и она на это правило забивает, но по всему Онтарио - это просто бич.

    Медицинская государственная страховка (в Онтарио она называется OHIP) условно бесплатна, но на самом деле фигурирует в декларации о налогах, но мы не смогли вспомнить с мужем о какой сумме идет речь. Ещё обычно есть страховка от работодателя(который ее оплачивает сам, но ты ж понимаешь, что это все условно :), Эти страховки частично(зачастую 80% и в пределах не очень большой суммы) покрывают такие штуки как стоматология, массаж, лекарства по рецепту и т.п. Например, у нас стоматология покрывается до предела в $1500 в год на человека(это ни о чем при местных ценах), массаж до $500 (тоже ни о чем - это примерно 5-6 сеансов), а рецептурные лекарства, кажется, без ограничений (хотя точно не помню). Лекарства "over the counter" - не покрываются вообще никакой страховкой.

    Бесплатный OHIP покрывает большую часть нужд населения, но не все. Я пока что столкнулась с тем, что пару довольно специфических анализов, которые мне были нужны, не покрывались через государственный OHIP и надо было платить самой, а у Валеры, наоборот, покрывалась одна из вакцинаций, так как он в группе риска, но ему сказали, что для обычных людей она в OHIP не входит. То есть фактически, наверное, 99,5% мед услуг условно бесплатно. Платного действительно почти ничего нет, хотя есть клиники, делающие МРТ платно, например. Но вот УЗИ уже не делает никто помимо государственной медицины.

    ОтветитьУдалить
  3. А сколько стоит у вас страховка? Есть ли страховки от работодателей и что туда входит? Как вы ищете семейного врача или это все очень хорошо налажено?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я писал про это 3 года назад немного.
      http://mikekireev.blogspot.be/2011/12/blog-post.html
      С тех пор подняли минимальный размер франшизы (ужасное слово!) до 375 евро, если не ошибаюсь.

      Мало какие работодатели покрывают страховки. Только очень большие и крутые компании (вроде Shell), это здесь не принято. Работодатель может организовать коллективную страховку для сотрудников, она будет чуть дешевле.

      Семейного врача найти не так сложно. Но хорошего не просто :) В принципе приходишь и встаешь в очередь, там где понравилось. Когда будет место - возьмут. Зависит от врача, сколько у него пациентов и соответсвенно сколько придется ждать.

      В первый раз проблем не было. Во второй раз, когда переехали сначала встали в очередь, потом регурлярно ходили о себе напоминали/немного скандалили/немного давили на жалость (типа у нас маленький ребенок, не дай бог заболеет). Т.е. могут быть сложности от случая к случаю, но это не проблема глобального масштаба.

      Удалить
    2. Понятно, спасибо. Здесь франшизу называют deductible :) А franchise употребляют только в смысле франчайзинга в РФ. Интересно, кстати, почему франшиза и франчайзинг имеют одинаковый корень, как-то не думала об этом раньше. По мед страховке от работодателя франшиза есть по стоматологии и массажу точно, по остальным позициям не знаю, так как не пользовались.

      Удалить