UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

вторник, 13 августа 2013 г.

Как воспитывают патриотизм в Канаде. Часть 1.


Сегодня я хочу поднять такую важную тему как воспитание патриотизма. На мой взгляд, очень важно не просто воспитывать абстрактную "любовь к родине", а объяснять гражданам что это вообще такое "любить родину". Что есть родина, какие особенности родины ты должен любить, чем тебе гордиться и чего стыдиться( это тоже важно!), кого нужно брать в пример и самое главное - что ты лично можешь сделать. Несмотря на кажущуюся очевидность ответов, каждая страна решает этот вопрос по-своему. И на мой взгляд, от ответов на эти вопросы очень часто зависят отношения граждан между собой, выбранные пути и способы развития страны и каждой отдельной личности в ней.

Хочу рассказать как отвечают на все эти вопросы в Канаде на примере патриотического шоу Мозаика, показываемого в Оттаве каждый день с июля по конец сентября на парламентском холме. Шоу проводится бесплатно, посмотреть может прийти каждый желающий.


Давайте рассмотрим все важные моменты по порядку.

Первый вопрос как сделать так, чтобы людям захотелось посмотреть что-то на патриотическую тему? Ответ очевиден, надо сделать зрелище интересным и привлекательным.

Посмотрите официальный трейлер, его крутят в качестве рекламы по телевизору. Захотелось бы вам сходить на такое шоу? Мне лично захотелось аж 2 раза в этом году и ещё 3 раза я ходила в 2011, благо наша гостиница была тогда в 5 минутах ходьбы от Парламента. Многие мои знакомые иммигранты тоже смотрели Мозаику по 5-6 раз. Просто потому что нравится.



Примечательно описание шоу на официальном сайте Мозаики: "Mosaika is the story of Canada — our story." В переводе на русский "Мозаика - это история Канады, это НАША история". Заметьте, что употреблено слово story, а не history. Оба этих слова переводятся на русский как история, но имеют разные оттенки личного участия. Story -  это личная, частная история, а history -  это официальная история какой-либо страны. Употребляя слово story создатели шоу персонализируют историю страны для зрителя.  Это важно, уже на этом этапе ты становишься участником, а не созерцателем.

Во время шоу описывается полная история Канады, от дикой незаселенной природы, появления индейцев, затем европейцев, важных войн, строительства промышленности до Великой Депрессии, достижений в культуре и искусстве, отношения к природе, взаимоотношений между гражданами, различным правам и свободам. Не забыт ни один момент.

В течение нескольких постов я опишу подробно некоторые моменты, не все, а только те, что показались мне очень-очень важными и актуальными и для России тоже. По пути придется давать довольно развернутые экскурсы в канадский бэкграунд, надеюсь, что будет не скучно.

Начну с военной истории Канады.

Во время Первой Мировой войны канадский военный хирург Джон МакКрэй написал стихотворение "На полях Фландрии", начинающееся строками:

"На полях Фландрии колышутся маки
Среди крестов, стоящих за рядом ряд"

Джон написал это стихотворение во время одного из самых жестоких сражений Первой Мировой войны - "второй битвы при Ипре". Это сражение длилось 17 дней без перерыва, в нем немцы использовали ядовитый газ, названный впоследствии "иприт". МакКрэй работал из последних сил, помогая раненым и умирающим.

2 мая 1915 года осколком снаряда был убит близкий друг МакКрэя, недавний студент из Оттавы, лейтенант Алексис Хелмер, и его похоронили рядом с полевым госпиталем, в полной темноте, т.к. из соображений безопасности зажигать огонь было категорически запрещено. За неимением пастора МакКрей прочитал молитву на его могиле, отмеченной еще одним простым деревянным крестом.На следующее утро, в перерыве между атаками, ожидая очередную партию раненых, Джон МакКрэй написал 15 строчек, которые вскоре стали известны во многих странах. Это было стихотворение "In Flanders Fields the poppies blow".


In Flanders Fields
In Flanders fields the poppies blow
Between the crosses, row on row,
That mark our place; and in the sky
The larks, still bravely singing, fly
Scarce heard amid the guns below.

We are the Dead. Short days ago
We lived, felt dawn, saw sunset glow,
Loved, and were loved, and now we lie
In Flanders fields.

Take up our quarrel with the foe:
To you from failing hands we throw
The torch; be yours to hold it high.
If ye break faith with us who die
We shall not sleep, though poppies grow
In Flanders fields.
На полях Фландрии 
На полях Фландрии колышутся маки
Среди крестов, стоящих за рядом ряд,
Отмечая место, где мы лежим. А в небе
Летают ласточки, храбро щебеча,
Заглушаемые громом пушек на земле.

Мы Мертвые. Не так давно
Мы жили, видели рассветы, горящие закаты,
Любили и были любимы, а теперь мы
Лежим на полях Фландрии.

Примите из наших рук
Факел борьбы с врагом,
Он ваш, держите его высоко.
Если вы уроните нашу веру, - тех, кто погиб,
Мы не сможем спать, хотя маки растут
На полях Фландрии.

Полностью эту историю можно прочитать вот тут, приведенный перевод стихотворения тоже автора этой статьи. 

А теперь посмотрите, пожалуйста, как это было показано во время шоу. 


Было прочитано стихотворение и рассказано про автора, хотя с момента его написания уже прошло почти сто лет, это больше, чем со времен Второй Мировой войны. Но чтобы люди и дети помнили и знали, им читают стихотворение, и показывают историю. 
Почему я это рассказываю? Дело в том, что канадцы используют маки в качестве символа своей скорби по павшим в любой войне в День Памяти, который бывает в ноябре. Вы уже видели как выглядят канадцы в День Канады, в чувстве юмора им не откажешь. Но в День Памяти простые канадцы выходят на улицу вот так:




И сколько вы не будете перерывать интернет, вы не найдете НИЧЕГО ПОДОБНОГО вот такому:








Особенно обидно, что часто это молодежь, наше будущее. В последние годы 9 мая в России было для меня мучительным днем, так как я каждый раз испытывала стыд перед стариками при виде очередной затоптанной в грязь ленты. И, как это не парадоксально, но первое за много лет 9 мая, прошедшее для меня в ощущении "так, как надо" случилось для меня здесь, в чужой казалось бы Канаде, я об этом писала пост про День Победы в Канаде.

Меня иногда спрашивают почему я против георгиевских ленточек? Надо признаться, что понимания своей позиции мне удается достичь редко, но я попробую ещё раз :)

Я против потому, что во-первых, в России раньше был свой символ скорби - гвоздика, более привычный ветеранам войны. И в те времена молодежь себе гвоздику в трусы не запихивала.

Во-вторых, потому что в России распространение нового символа идет не путем образования и передачи памяти об истории,  а вот так:


Так что результат такого распространения вполне закономерен. 

И в-третьих, потому что Георгиевская лента использовалась в дореволюционном ордене Святого Георгия. А в ордене Славы в Великую Отечественную войну использовалась Гвардейская лента, хотя они и очень похожи, как и сами ордена. То есть инициаторы распространения нового символа даже в названии запутались. Для кого-то мелочь, но георгиевская лента к "спасибо деду за победу" никакого отношения не имеет. 

Хочу пояснить, почему я об этом пишу и привожу такие примеры. 
Я пишу это не для того, чтобы унизить россиян, тем более что далеко не все из них позволяют себе такое обращение с символами. Хотя даже среди тех, кто не позволяет, вряд ли многие смогут рассказать историю ордена Славы, поэтому прочитайте, пожалуйста, ссылку, знать такие вещи надо если вы носите ленту. Незнание в этом вопросе скорее не вина, а беда.

Я пишу все это для того, чтобы донести информацию как именно маленькими шагами и на простых примерах можно в обществе воспитывать настоящий, а не квасной патриотизм. Причем даже среди "понаехавших тут". Я приехала в Канаду меньше года назад и УЖЕ ЗНАЮ значение их символа скорби без всякого личного первоначального интереса. Конечно, основная нагрузка воспитания лежит на школах и родителях. Но на примере даже простого шоу видны маленькие отличия, которые приводят к большой разнице в результатах. 

Я надеюсь, что каждый из вас, когда увидит в следующем году подростка с лентой на попе или взрослого дядю с лентой на антенне машины, сможет найти в себе внутренние силы, подойти и рассказать ему историю этой ленты. Или напечатать историю и положить в почтовые ящики соседей. Или лично собрать соседских детей, рассказать им про войну и объяснить значение ленты и гвоздики. Может быть, подростки  и взрослые смогут задуматься, а маленькие дети вырастут уже другими.

Потому что патриоты воспитываются вот так:




P.S. Перепост приветствуется и продолжение следует...

15 комментариев:

  1. На самом деле я очень жду продолжения поста про Мозайку и смысл некоторых частей шоу, потому что благодаря тебе только что узнала о значении маков. По поводу георгиевских ленточек полностью согласна - треш и содомия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маринчик, скорее всего это в какой-то мере языковые проблемы, так как во время шоу называлось имя поэта, а так же был полностью прочитан приведенный выше стих. Рада, что тебе интересно, буду стараться и дальше :)

      Удалить
    2. Ну то что половину шоу я точно понять не могу - это факт))) Особенно ту часть, которая на французском (Кори сказал, что типа французская часть дополняет английскую, что вообще печалька печальная). Для меня было прям новостью что маки используются по аналагу с геогриевской ленточкой, ну точнее по приличному варианту использования.

      Удалить
  2. Всё намешано у тебя получилось. Что не удивительно. День Победы в СССР был сначала больше днём памяти. Не был выходным и парадов не было. Это в 60е понадобилось объединить народ в кулак и показать всем какие мы крутые. Ну и понеслась. Так что теперь это праздник национальной крутизны. Что в общем тоже не так плохо, хотя пора бы достичь еще чего-то за столько лет и желательно на мирном фронте. А по поводу 9 мая я больше склоняюсь к дню памяти. Это правильнее. Ленточку мне пихали. Отказался брать. Не чувствую праздника, вспоминая о войнах.
    Ну а гопники они везде гопники. Поэты лучше говорят https://www.youtube.com/watch?v=WhbBqNt80sc

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ромка, все правильно, но есть одна проблема. Гопники в РФ никуда не денутся до тех пор пока ОБЩЕСТВО им это разрешает делать. Если гопники везде гопники, то по идее такие картины можно было бы наблюдать и в Канаде. Но их нет, я специально искала подобных фотографий, их просто нет. Соответственно, можно предположить, что при попытке осквернения памяти павших любой гопник получает по заслугам. В России этого нету, более того большая часть общества одобряет ношение георгиевских ленточек, это печально, против только 2% по опросам.

      Удалить
    2. Я тебе больше скажу, что большинство наших с тобой коллег, людей далеко не глупых, меня совершенно не понимали в этом вопросе и более того, довольно агрессивно обвиняли с отсутствии патриотизма, а также попытке разрушить национальную идею. Вот так всё грустно.

      Удалить
    3. И спасибо за ссылку, поэт хороший, я о нем не знала.

      Удалить
  3. Мне всегда больше нравился подход американцев и канадцев, когда у них есть День Памяти. И чтутся все погибшие во всех войнах. А День Победы - это все-таки победа на врагом, даже из названия больше следует, что это торожество над кем, а не чтения памяти погибших.
    Хотя это для кого как, у каждого это личное. Для кого торожество над фашизмом, для кого-то день памяти, а для кого-то просто еше один выходной.

    Про патритоизм мне сложно что-то сказать. От влияния российского только начал отходить, а в Нидерландах он всегда был не ярко выражен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже День Памяти кажется более правильным, чем День Победы.

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошая у тебя подборка фотографий с лентами.
    К счастью, такое обращение с символами не доминирует.
    При полном согласии с твоим лозунгом, я, например, просто не понимаю, как эффективно (т.е. с быстрыми результатами) работать с таким обращением с символами.
    Эти люди вряд ли проявляют неуважение. Это проявление воспитания.

    Может с этим что-то сделать прохожий? Замечание? такой персонаж не услышит.
    Полицейский? Ему нужно основание - нарушение писанного закона.
    В закон вносить? ...далеко пойдем с таким.

    И опять остаются воспитание (работа с детьми) и пропаганда (работа со взрослыми).
    Это небыстро.

    Что делать? (это уже кто-то говорил до меня :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не говорила, что кардинально ситуацию можно поменять быстро. Но то, как сейчас ведется работа в этом направлении скорее ситуацию ухудшает, а не улучшает. Я бы предложила следующее, если уж так хочется иметь в качестве символа именно ленты:
      -запретить раздавать ленты просто так. Только через школы и только во время уроков истории второй мировой войны. Надо, чтобы человек за ленту трудился, а не получал ее на кассе в Окее, как это происходит сейчас. То, что заставляет человека трудится, становится более ценным. Халява - это всегда "easy come easy go".
      - внести в местные или федеральные законы поправки об оскорблении символов ВОВ. Ничего в этом ужасного нет, есть закон, защищающие флаг и гимн, теперь вот веру людей с бога стали защищать тоже, а ВОВ - это почти единственный предмет национальной гордости, так что защиты эта война вполне достойна. У людей должны быть рамки, народ без рамок - это беспредел. Не надо делать наказание ужасным, не надо сажать в тюрьму, но оштрафовать тыс на 5 вполне можно и показать это по первому каналу в прайм-тайм, конечно же.

      Удалить
    2. - усиленно работать с пропагандой среди взрослых. Я все таки продолжаю считать, что то что делается - делается не в том объеме, в котором может себе на данный момент позволить государство. Как именно пропагандировать - я привожу удачные примеры из канадской практики, можно их брать в качестве образца, можно придумывать свои. Можно сделать интересное шоу, например, и показать его в прайм-тайм на первом канале на всю страну. Не так уж это и трудно. Это маленький шаг, но если ничего не делать, то все будет только хуже.
      Свою личную миссию я вижу в том, чтобы предоставлять для России опыт удачных примеров. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы перенимать что-то хорошее у других людей или наций, ведь развитие может пойти быстрее, если учиться на хороших примерах, а не только путем метода проб и ошибок.

      - говорить о войне ПРАВДУ. Тоже на первом канале и тоже в прайм-тайм. Возможно ты не согласишься, но я считаю, что только правда способна пробудить и воспитать в людях такие чувства как сочувствие, скорбь, стыд, честь, уважение, гордость, доверие, ощущение общности. В первую очередь потому, что доступ к правде - это само по себе проявление уважения и доверия.

      - перестать воспитывать в народе образ врага. Обратить внимание от врага на единение между собой, такими разными. Но это длинная тема, об этом напишу как-нибудь отдельно. Сейчас в РФ, к сожалению, этот образ врага просто лелеится и бережно сохраняется. На мой взгляд это не только плохо, но и очень опасно. Люди, которые привыкли видеть в чужих врага, легко обращают гневные вгляды на своих же, которые немного не такие как они. А от таких вглядов и до гражданской войны недалеко. Я думаю, что образ жутких фашистов опосредованно вносит довольно серьезный вклад в обострение межнациональных отношений внутри РФ. Я не пытаюсь оправдать фашисткий режим, я пытаюсь сказать, что большинство призванных в армию немцев были обычными людьми, которых никто не спрашивал хотят они воевать с русскими или нет. У них тоже были военные трибуналы за дезертирство, у них тоже были семьи и им тоже было страшно умирать, и в окопах большинство немцев вряд ли ненавидели русских, а просто знали, что либо их убьют, либо они убьют и т.д. Но когда я попыталась высказать подобные мысли у нас же на кухне в Йоте, меня чуть не размазали по стенам, потому что, цитирую: "фашисты наших детей душили своими голыми руками, да как ты вообще можешь так говорить?!!!!". Вот это мнение общества, причем далеко не самых худших представителей этого общества, у этих людей как минимум высшее образование. А теперь покажите такому человеку дагестанца и намекните ему, что дагестанец тоже не прочь задушить своими руками его детей. Намного полезней на мой взгляд распространять информацию о "рожденственских перемириях", относящихся к истории первой мировой войны http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B5
      Я абсолютно уверена, что для 95% россиян такой исторический факт будет шокирующей новостью. А можно было бы снять об этом документальный фильм и показать по телевизору. Конечно, по первому каналу. И, конечно же, в прайм тайм.

      - начать, наконец, воспитывать хотя бы зачатки гражданского контроля. Это то, что в России популярно под именем "стукачество". Я бы хотела иметь возможность позвонить в полицию и, предоставив фотографию молодца в 10-ти лентах, знать что его оштрафуют. Также как я бы хотела иметь возможность позвонить в полицию и сообщить о том, что в соседней машине сидит пьяный. Конечно, эта система может эффективно работать только при отсутствии коррупции в полиции хотя бы среди рядовых полицейских.

      Удалить
    3. И к сожалению, не могу согласиться с тем, что "такое обращение с символами не доминирует." Я, конечно, привела самые яркие примеры, но внутри машины, привязанную к зеркалу заднего вида, или на антенне снаружи ленту возит практически каждый первый, около 80% населения. Как следствие, истрепанные ленты через месяц-два оказываются в грязи. Меня это очень коробит, если честно.
      Насчет того, что это не является проявлением неуважения, тоже не могу согласиться. Эти люди не уважают даже сами себя. Если человек не уважает сам себя, то как уважать других он просто не знает и не умеет. В крайнем случае, он умеет только бояться чужой силы, что может внешне выглядеть как уважение к другим. Воспитание уважения к себе и другим - это очень сложная и очень важная задача. Иногда во взрослом возрасте почти невыполнимая, к сожалению.

      Удалить
    4. И ещё один момент: да, замечаниями таким людям не поможешь. Но если применить пару психологических приемов, поговорить по душам с таким человеком, то достучаться до него вполне можно. Но это надо уделить время, хотя бы 10-15 минут на одного такого человека. Я бы лично начала как это не парадоксально с похвалы за такое выражение праздничного настроения и патриотизма, обсудила бы с ним как ещё он планирует отметить праздник. А уже потом аккуратно спросила бы знает ли он что это за лента и почему ее носят. Если человек не чувствует агрессии, он намного более расположен слушать.

      Удалить