UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

четверг, 12 июня 2014 г.

Цвет нации - новый фильм Леонида Парфенова.


Пока вчера все смотрели футбол, первый канал выпустил в эфир фильм Леонида Парфенова "Цвет нации". Наверное, в России мало кто смог его увидеть, так как опального Парфенова хоть и пустили на первый канал, но в первом часу ночи. Но для канадского времени фильм пришелся на прайм-тайм, так что я его посмотрела. И очень рекомендую посмотреть его всем, тем более что Парфенов обещал выложить фильм в интернет.

Фильм посвящен творчеству русского фотографа Сергея Ивановича Прокудина-Горского. Это первый русский фотограф делавший цветные снимки ещё в начале XX века. Он был не просто фотографом, а одним из изобретателей цветной фотографии. Сергей Иванович существенно улучшил методы своего учителя Адольфа Митте, который впервые вывел цветную фотографию на практический уровень.

Сергей Иванович смог всего за несколько лет создать тысячи цветных фотографий Российской Империи начала XX века. Он охватил широчайшую географию: Центральную Россию, Кавказ, Среднюю Азию, Урал, север России, Финляндию и многие другие места. Он фотографировал портреты, пейзажи, архитектурные памятники, инфраструктурные объекты, города и села.

Качество фотографий высочайшее, даже с помощью современной техники не всегда удается добиться такой точной цветопередачи.

Судьба Прокудина-Горского, как и многие другие судьбы русских людей, была изломана революцией 1917 года. В 1918 году он эмигрировал в Париж, вывезя с собой 1900 негативов снимков. Надо сказать, что каждый негатив состоял из трех стеклянных пластин, то есть коллекция имела просто огромный вес. Все это богатство семья бережно хранила до Второй Мировой войны. Потом коллекция была продана Национальной библиотеке Конгресса США, где и хранится до сих пор. Это единственное что осталось от русского периода в творчестве Прокудина-Горского. Все негативы, что остались в России, бесследно пропали, в том числе цветные фотографии с празднования трехсотлетия дома Романовых.

Леонид Парфенов проехал по местам экспедиций Прокудина-Горского и показал в фильме что было, и что стало. Самая печальная участь постигла центральную Россию. В Средней Азии и на Кавказе памятники архитектуры и церкви не разрушались так жестоко, как в России.

Мне лично, как петербурженке, очень запомнилась одна печальная история.  Я всегда поражалась одному зданию на набережной реки Мойки. Оно настолько, простите, угребично и настолько не вписывается в окружающий пейзаж, что я не могла понять  как в центре Питера могли такое построить. Это здание дворца культуры работников связи. Этот "дворец" стоит практически напротив дворца Юсуповых, в окружении старой питерской рафинированной архитектуры.



А такое и не могли построить нормальные люди. Потому что вот что было здесь всего сто лет тому назад. Это здание лютеранской церкви на открытке по фотографии Прокудина-Горского. Эта церковь не снесена, эта церковь перестроена в тот самый "дворец"!



В фильме  и в интервью Парфенова на "Эхе Москвы" звучат две важные мысли, которые мне очень созвучны и которые редко высказываются в России. Во-первых, что русские - это европейцы. Сейчас почему-то в России принято противопоставлять себя Европе, но на самом деле вся русская история - это история европейская. Российская Империя была первоклассной европейской державой и не надо изобретать велосипед и искать какой-то другой, свой особенный или азиатский путь. Россия в ее нормальном виде - это такая же Европа как Франция, Германия, Италия или Англия. Россия и Европа не антагонисты друг другу. Это, кстати, прекрасно понимают в Европе, но почему-то плохо понимают в России.

Вторая мысль Парфенова печальна для современной России. Он говорит о том, что в начале прошлого века Россия прошла через крах цивилизации. И как современные греки не имеют никакого отношения к Древней Греции и современные египтяне не имеют отношения к Древнему Египту, так и современная Россия имеет очень мало общего с Россией столетней давности. Она для нас вдруг стала Древняя. Прошло всего сто лет, а мы потеряли цивилизацию. И путь обратно будет труден.

Но мы имеем счастье наслаждаться фотографиями старой России 1905-1913 годов. Такое качество съемки мог обеспечить русский фотограф более ста лет назад на самой заре эры фотографии. России есть чем гордиться и есть к чему стремиться, не так ли?

Наши церкви. Большинства из них теперь нет. 
Это съемки в провинции, на фотографиях нет парадных Москвы и Питера.








Эта двадцатиодноглавая церковь была сожжена по пьяни в 1960-х годах. Соседней церкви тоже больше нет.


В России были белые города.

Вид на гору Таганай на Урале. 


Сухум.



Ж.д. мост через реку Шую у Петрозаводска.


Пермь.


Уфа.


Вид на г. Вытегру с горы


Суздаль.


В России были аккуратные кладбища.


Россия была мультикультурной и космополитичной страной.
Девушка с земляникой из деревни Топорня Вологодской области.


Девушка из Малороссии.


Дагестан.




Грузинки в праздничной одежде.


Армянки(католички) в обычной одежде.


Чайная фабрика в Чакве( Грузия). Мастер китаец Лау-Джань-Джау. Более 30 лет он занимался становлением чайного дела в России.


Сбор чая на чайной плантации в Чакве. Гречанки.


Группа участников ж.д. постройки. Остров Попов на Белом море.


 Крестьяне за обедом.


Жители Самарканда. Сарты.




Ученики еврейской школы с учителем в Самарканде.


Портрет эмира бухарского. Обратите внимание на русские эполеты на плечах халата. Русские погоны и знаки отличия будут и у других бухарских чиновников.


Куш-Бегги (Министр внутренних дел)


Прокудин-Горский снимал также великолепные пейзажи.



Цветущий абрикос.


Если вы никогда раньше не слышали имени Сергея Ивановича, то это не значит, что вы не видели ни одной его работы. Самая знаменитая фотография Льва Толстого, растиражированная в школьных учебниках СССР, -  это работа Прокудина-Горского. Нам, конечно, ни слова не говорили об авторе фотографии. Жаль, что негатива не сохранилось, копии сделаны с открыток, напечатанных его собственной фирмой. 


Печать открыток со своих фотографий было бизнесом Сергея Ивановича. Свои экспедиции он финансировал на личные средства с продаж открыток, государство помогало ему только предоставлением транспорта.
Посмотрите фильм про него, не пожалеете.

P.S. Нравится творчество Сергея Ивановича? Жмите кнопочки соц сетей, поделитесь радостью с друзьями :)

9 комментариев:

  1. Вот еще кстати сервис, выкладывающий исторические снимки: https://pastvu.com/

    ОтветитьУдалить
  2. Ага. Видал некоторые из снимков. Брательник мне еще лет 10 назад рассказывал про движуху в инете по сведению негативов Прокудина-Горского в цветные фотки. Вроде и он там что-то сводил. Качественно поработали я гляжу.
    Ну а ярлыки типа там европейская страна или неевропейская мне кажутся неважными. И во время Прокудина-Горского бились славянофилы с западниками. Полезным бы лучше чем занялись.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне, кажется, что идеология важна. Конечно, не на уровне обсуждения между интеллектуалами, а на уровне государственной политики, так как это уже пропаганда, формирующая сознание масс. И текущее "Мы не Европа", мощно несущееся из ТВ, мне сильно не нравится.

      Удалить
  3. Спасибо, Юля, за прекрасный рассказ. Обязательно посмотрим *Цвет нации*, тк у Парфенова что ни фильм, то шедевр! и в целом, он чуть ли ни единственный человек *из ящика*, которого приятно послушать. Да, на снимках какая-то чужая страна, тщательно вырезанная из памяти поколений. Напоминает кадры из *Жила-была одна баба*... От себя могу добавить, что в моем родном Димитровграде (до 1972г. Мелекесс) все соборы-церкви были стерты с лица земли, а на их месте построены убогие по архитектуре кинотеатры ( в 90-х переделаны под рынки) и парки отдыха для рабочих (рассадник алкашей-наркоманов в 90-е). В бывшей мечети я училась играть на фортепиано...думаю, что в каждом уголке нашей необъятной родины, происходило подобное выкарчевывание. Оттуда и отсутствие причастности себя к какой-либо цивилизации...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И вам спасибо за добрые слова. Надеюсь, что мы все обретем ощущение причастности к цивилизации когда-нибудь.

      Удалить
  4. Юлия, здравствуйте.
    Я из Торонто,
    У меня к Вам личного плана вопрос.
    Могу ли я отправить сообщение на Ваш емайл?
    --
    М.

    ОтветитьУдалить