UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

четверг, 17 сентября 2015 г.

Про канадские супермаркеты и жизнь потребителя.

Сто лет собираюсь написать про grocery shopping в Оттаве.
В Канаде закон о правах потребителя по сравнению с российским слабенький. Прямо скажем, можно сказать, что его нет совсем. Однако великая фея Конкуренция делает в некоторых случаях законодательство не обязательным. Крупные сетевые магазины дерутся за лояльность потребителей и это делает жизнь оного потребителя приятной и расслабленной.
Расскажу про всякие штуки, которые можно делать в канадских магазинах.

Во-первых, срок возврата вещей по чеку практически неограничен. На многих чеках написано, что это 45 дней, фактически же на дату смотрят очень редко. Деньги возвращают сразу, никаких заявлений и паспортов не требуется. Вставляешь кредитку в терминал и на нее сразу возвращаются деньги. Кстати, принадлежность кредитки именно вам не проверяют вообще никогда. Я всегда хожу в магазины с картой мужа, потому что по ней лучше бонусы. Крупные международные магазины в Канаде не ограничены законом о правах потребителей, в результате чего Икея берет товары обратно не 14 дней как в России, а 60. Да, без всяких законов. Просто потому что тут так принято.

Во-вторых, почти везде можно сдать вещь вообще без чека. Магазин сканирует бар-код, видит, что куплено у них(вернее в их сети) и принимает вещь к возврату. В таком случае, деньги не возвращают, а дают так называемый store credit, то есть на стоимость возврата вы можете купить что-нибудь в этом магазине другое нужное. Store credit выдается в виде карточки, которая может быть использована как частично, так и полностью.

Довольно часто можно вернуть что угодно в практически любом состоянии. Например, не понравившуюся еду. Приведу несколько примеров из нашего личного опыта.

Мы сдавали

  • вскрытую пачку чая, которая оказалась недостаточного для нас качества. Чай был не испорченный, а просто невкусный; 
  • порванные вдрызг пижамные штаны, которые порвались практически сразу при первом одевании. Но это же не проверить, то есть верят на слово; 
  • вскрытую упаковку памперсов, которые слишком сильно пахли химией;
  • сломанный складной стульчик почти через год после покупки. 
  • на наших глазах в Икее мужчина возвращал завявщий цветок в горшке. 
Во всех случаях нам вернули деньги и еще извинялись, что так получилось.

Практически везде и всегда суммируются все скидки. Абсолютная норма тут это предложение что-то типа: Take additional 30% off from the last ticketed price. Это означает дополнительные 30% скидки на вещи, которые уже со скидкой. Скидка сидит на скидке и скидкой погоняет. В результате вполне реально купить, например, футболку за доллар или два.

Почти каждый магазин или товаропроизводитель выпускает регулярные купоны со скидками. Например, любимый мною магазин сухофруктов раз в две недели выпускает купон со скидкой на $3 с покупки в $10. То есть каждые две недели мы можете рассчитывать на 30% скидки, при этом количество купонов не ограничено, так как они печатаются с сайта.

В каждом продуктовом супермаркете есть стойка, где со скидкой продают ... спелые овощи и фрукты. Понятно, что для магазина спелый фрукт - это проблема. Так как сегодня он спелый, а завтра гнилой. Но мне всегда приятно покупать спелые бананы на 30% дешевле, чем зеленые. Потому что я терпеть не могу зеленые бананы.

Отдельного упоминания заслуживает разгильдяйство местных магазинов в отношении возможного воровства.

Почти везде товары выставлены за кассовой зоной и выход из магазина идет через товарную зону. То есть вы что-то купили, идете с полной телегой товаров и заодно можете прихватить что-нибудь сильно нужное на выходе из магазина.

Часто товары выставлены вообще на улице, причем достаточно дорогие. Например, барбекюшницы. На ночь их никто не убирает.

Очень распространен следующий кейс взаимодействия с супермаркетом. На улице лежат какие-нибудь мешки с землей на продажу. Вы подходите на кассу и просите прибавить к вашему чеку с покупками еще и пять мешков с землей. После этого просто подъезжаете на машине к этим мешкам и грузите себе пять штук. Ну или шесть. Или семь. Или вообще ничего не просите на кассе, а просто грузите мешки с землей с уверенным видом. Никто не проверяет, так как проверяющие отсутствуют как класс.

Также довольно частый кейс такой. Вы подходите на кассу, а какой-нибудь товар не пробивается или пробивается неправильно. Например, товар на скидке, а пробивается по полной цене. Вы сообщаете об этом кассиру. Далее следует обычно примерно такой диалог:
Кассир:
- А сколько стоит этот товар?
Вы:
- Ну я не помню, кажется, 5 с чем-то долларов.
Кассир:
- Ок, я введу 5 долларов ровно.

Признаться, когда этот диалог случился со мной в первый раз, я впала в ступор. Будучи выращенной в стране, где кассиров постоянно штрафуют за недостачи, я никак не могла осознать, что какая-то семнадцатилетняя девица-кассир обладает правом со слов покупателя ввести цену и совершенно не париться по этому поводу. Более того, ввести цену даже меньшую, чем сказал покупатель.

Охранников в магазинах нет. Сдавать сумки на входе не надо. Да и некуда. Охрану я вообще, надо признаться, тут видела только в госпитале. В магазинах ни разу.

Во многих магазинах есть кассы самообслуживания. Эта такие круглые весы-баба-робот, на которых вы сами сканируете свои товары, сами вбиваете количество нужных вам пакетов(внимательный читатель заметит, что опять можно обмануть), сами укладываете товары в эти пакеты и сами платите. Все ли вы просканируете или нет остается на вашей совести. Кстати, на обычных кассах товар всегда укладывает в пакеты сам кассир. Я чаще всего пользуюсь именно кассами самообслуживания, так как поначалу я стеснялась общаться с кассирами, а потом уже привыкла просто. Стеснялась я потому, что кассиры тут необычайно разговорчивы по сравнению с Россией и я не все понимала, о чем они меня спрашивают. Сейчас уже понимаю, но привычка осталась. Разговоры кассиров меня тоже поначалу шокировали. Теперь привыкла и к разговорам и поддерживаю беседу. Например, кассир вполне может вам сообщить, что ему необычайно нравятся яркие цвета приобретаемого вами купальника, а еще что она сегодня что-то сильно устала.

На фоне всего этого разгильдяйства тут очень низкий процент воровства. Все честные.

Но не все коту масленница. Из недостатков канадских магазинов можно отметить следующее.

Довольно часто цены не указаны вообще. Ну забыли они. Мы хихикаем в таком случае, что товар бесценен. Правда в большинстве магазинов есть считыватели кода, которые показывают цену, но их надо где-то искать, а это лень.

Часто цены указаны неправильно. Это и недостаток, и достоинство одновременно. Цена может быть указана неправильно в обе стороны. Когда пробивается меньше чем на ценнике, то понятно, что это просто ваша тихая потребительская радость. Но вот если пробивается больше, чем написано, то это попаболь. Для разруливания ситуации, если чек уже пробит, а вы только заметили, вам надо идти в Customer service. Customer service, конечно, все разрулит, но это же время, а его жалко. Еще у магазинов есть что-то типа "Кодекса чести", согласно которому, если цена указана неправильно на товар до $10, то он вообще отдается бесплатно, а если цена выше, то там какая-то бешеная скидка, но мы этим не разу не пользовались, потому что не помним точно пунктов этого "кодекса". Причем это не закон, а именно принятый свод правил в индустрии. То есть магазин может ему и не следовать. Но почему-то почти все следуют.

Вышеперечисленное относится в-основном к крупным сетям. Мелкие магазины имеют меньшие обороты и не могут позволить себе такой лояльности. Частично всякие приятности есть и у них, но не все.

Вот такая она, мадам Конкуренция.

P.S. У меня теперь нет по восемь часов на вычитывание текстов и приведение их в божий вид. Поэтому они идут в том виде, как написались с первого раза. С ошибками, опечатками, тавтологиями и стилистически неправильными построениями фраз. Сорри, но ничего с этим пока что поделать не могу и не хочу.

12 комментариев:

  1. При этом магазины при всех этих возвратах вполне себе получают прибыль. Т.е. все это все равно заложено в цену. ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно заложено, ну и ещё обороты играют роль. Кроме того, у меня создалось впечатление, что канадцы не сильно этим всем пользуются. А ещё магазины отыгрывают на неправильно указанных ценах. Мало кто проверяет чеки. А если кто и проверяет, то лень идти разбираться из-за $1-2. Даже я иногда забиваю, если времени нет, хотя я человек дотошный. Но все равно приятно, что есть возможность вернуть что-то без проблем.

      Удалить
    2. Плюс такая лёгкость возврата провоцирует спонтанные покупки. Люди больше покупают ненужного. А потом забывают вернуть

      Удалить
  2. Что-то мне вспомнилось. Наш шведский директор съездил в какую-то восточную страну и после возвращения решил поторговаться в супермаркете в Швеции на кассе:
    - С вас за молоко 10 крон
    - Я дам за него 5 крон!
    - Но оно стоит 10...
    - У меня с собой только 5. И я думаю оно большего не стоит!
    - Ой. Мне надо позвать менеджера...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и чем у него дело кончилось?

      Удалить
    2. Спрошу. Мы в Грузии переключились на другие темы :)

      Удалить
  3. Юля, здравствуйте! Мы только планируем переезд в Канаду, очень радостно найти ваш блог с такой интересной и полезной информацией, изложено с юмором :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо, очень приятно :) Надеюсь, ваш переезд будет очень удачным!

      Удалить
  4. Интересный пост, кроме одного и самого главного:

    «Отдельного упоминания заслуживает разгильдяйство местных магазинов в отношении возможного воровства»
    и всё, что после этого.

    Разгильдяйство не у владельцев магазинчиков, а в ваших головах, кто подрывает доверие местных жителей. Удивляет, что, даже приехав в другую страну, у некоторых продолжает быть включена русскость — где бы урвать, что бы утащить, страсть к халяве.

    «На фоне всего этого разгильдяйства тут очень низкий процент воровства. Все честные»
    Вот и будьте честными. Вас страна приютила, дала все блага, а вы продолжаете вести себя по-русски. Попробуйте в данном случае переиначить слово «разгильдяйство» на «доверие», и посмотрите, что получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за совет, непонятно только, с чего вы взяли, что я не честная и стремлюсь что-то "урвать". А привычка давать непрошеные советы неприятно характеризует вас как жителя постсоветского пространства. Также как и фраза "вести себя по-русски" является откровенно расистким комментарием, который для Канады звучит, мягко скажем, неполиткорректно. И меня Канада "не приютила". Мы вкладываем в эту страну не меньше местных жителей, платим налоги, растим ее гражданина и не чувствуем себя "бедными родственниками". Чего и вам желаю.

      Удалить
    2. Вы знаете, я прочитала статью и, действительно, если меня не знать лично, то может создаться впечатление, что я тут ворую и хвалюсь этим. На самом деле это просто зарисовки местных реалий, моя семья, естественно, такими вещами не занимается. Тем не менее, могу сказать, что сталкивалась тут со злоупотреблениями других людей с этой стороны, но, по иронии судьбы, они не были русскими. Так что не надо во всем винить русских.

      Удалить
  5. А я вас поняла) юмор — самое главное, и тапками вас закидывать нечестно, я щитаю)) сама пишу также и меня порой тоже не понимают((( а сколько, если не секрет, обходится поход по магазинам? Ну на основные продукты. С Россией сравнивать смысла нет, конечно, у нас зп другие, просто интересно.

    ОтветитьУдалить