UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

пятница, 23 октября 2015 г.

Размышления на тему материнства от айтишницы.


Давно собираюсь записать свой сумбур мыслей по поводу материнства, пока впечатления еще свежи. Надо сказать, что эти маленькие комочки довольно кардинально меняют мышление родителя, и, особенно, женщины. Не то чтобы я всего, что написано дальше, не понимала раньше. Но есть некоторая разница между понимать умом и прочувствовать.

Во-первых, мы оба с мужем заметили, что наша жизнь стала намного эмоциональнее. Эмоций много и они разные: счастье, умиление, радость, гнев, тревога, страх, ярость, хохот до колик в животе и много чего еще. Раньше более менее яркие впечатления приносил только отпуск, остальная жизнь была интересной, но в целом спокойной и ровной в эмоциональном плане. Появление ребенка увеличило, скажем так, эмоциональную амплитуду в разы.

Даже если ребенок спит, то сон родителя чуток и краток. Проверить жив ли, если вдруг ребенок спит дольше чем обычно, или подорваться посреди ночи с воплем "Где Даня?" для меня теперь обыденность. Рука научилась приобретать форму ребенка, как будто в ней нет костей , но при этом надежно фиксировать дитеныша рядом с собой так, как будто она на самом деле из бетона.

Мы и раньше ответственно относились к регулярному общению со своими собственными родителями, но теперь пропустить звонок - это просто преступление. На свой собственный день рождения я подарила маме с папой цветы со словами "спасибо". И спасибо тебе Господи, что мне есть кому сказать это спасибо. Как-то сразу чувствуешь, что твой день рождения - это их праздник. Впрочем, первый/последний раз в школу, поступил в институт, женился и получил Нобелевку - это все тоже праздник родителя, в который приходится засунуть свое эго куда-нибудь подальше и сделать вид, что это только праздник ребенка.

Я и раньше так думала, но теперь убедилась окончательно почему среди женщин мало успешных в карьере и бизнесе. Не потому что они тупые, совсем наоборот. Потому что, ребята, женщины умны, сильны, многозадачны и выносливы. Женщины выбирают себе the fucking hardest job на планете. Вырастить нормального, умного и счастливого ребенка - это, солнышки, большой challenge. Это интереснее и труднее любой работы, которая у меня была до этого. Ребенок меняется много быстрее, чем любые IT технологии(или подставьте любые технологии, которые вам ближе) и при этом у вас нет, господа, права на ошибку и времени на обучение. Ты работаешь всегда в условиях повышенного риска, real time  и 24/7. У тебя нет тестового окружения, ты каждую минуту выпускаешь release в production. Ты никогда не узнаешь, какие обиды и радости этот комочек запомнит на всю жизнь, что повляет на его будущее, что в твоих силах улучшить и исправить, а что нет. Я, например, помню как мама за что-то назвала меня "турком" в возрасте 3-4 лет. И мне, черт побери, было очень обидно. Видимо настолько обидно, что я запомнила это на всю жизнь. Когда я теперь называю Даню "чучундрой" в том момент когда оттаскиваю его руки от крышки унитаза, я каждый раз думаю, что он будет рассказывать своему другу или психотерапевту лет через 30. Ты, как родитель, постоянно работаешь в условиях абсолютной неопределенности. У тебя почти отсутствует обратная связь и тебе не светит никаких конструктивных и своевременных performance review, кроме как кусать себе локти через несколько лет, если ты все-таки был неправ. При этом ты пашешь так, как никогда бы не пахал на работе, потому что счастье этого ребеныша тебе важнее, чем что бы то ни было.

У тебя абсолютно отсутствует время на самообучение общению с ребенком, но если ты не учишься - ты лузер. При этом в тебя самого вбиты неправильные стереотипы общения, вытравить которые из себя практически невозможно. Как трудно, оказывается, не говорить "Молодец!" ребенку. И кто бы мог подумать, господа, что это "оценочное суждение, которое уменьшает степень самостоятельности" этого существа. Вы не согласны? А теперь представьте, что вам говорит "молодец!" человек, во мнении которого вы абсолютно не нуждаетесь и не цените. Что, как-то уже не так и приятно? Я прочувствовала на своей шкуре, что такого рода похвала не всегда полезна и приятна. И пусть ребенок, безусловно, нуждается в похвале от родителей, но как трудно это сделать правильно. Оказывается правильно похвалить - это так хитро построить фразу, чтобы он сам себя мысленно похвалил.

Степень паранойи в нашей и без того параноидальной семье возросла в разы. Если последние лет 5-7 мы периодически болтали о том, что надо бы завести огнетушитель в квартире/доме, то теперь у нас по огнетушителю на каждом этаже. Стены скоро будут обвешаны конспектами по CPR( неотложная помощь) и блок-схемами действий при наложении повязок и прочим медицинским прелестям. И да, я это делаю по ночам, когда по идее должна была бы спать. Рисую эти чертовы схемы и стараюсь выучить их наизусть. Знаете ли вы что при CPR нужно сделать ровно 30 массажных движений сердца и 2 вдоха. Я теперь знаю. И я очень надеюсь, что все мои знания так и останутся теорией.  Но сегодня мой ребенок поднялся в кровати на цыпочки, закинул руки до подмышек на стенку кровати, прокрутился на подмышках по бортику как на брусьях, сделал сальто  и вошел перпендикулярно в пол ровно темечком. Ему просто очень хотелось достать мамин телефон. На все это у него ушло 1/4 секунды. Дане всего 9 месяцев и такие навыки, по идее, в этом возрасте недоступны. Я стояла рядом, успела поймать за ногу, но все равно он ткнулся башкой в пол, хотя я надеюсь, что смогла хоть немного смягчить удар. По выражению моего друга и коллеги, вероятно, следует считать это "демонстрацией возможностей". Даня даже не особо растроился, поревел секунд 15 и все. Мой отходняк длился намного дольше.

И, как говорит мой хороший друг: "А в 14 лет он сделает себе тату на копчике с надписью "Судить меня может только Бог!" И да, я, конечно же, в курсе, что общение с ребенком - это краткосрочное удовольствие лет на 17, а потом ты всю жизнь просто молча волнуешься за каждый его чих.

Ну и так, для летописи. Сегодня утром пока я умывалась,  Даня спустил воду в унитазе, размотал рулон туалетной бумаги, перевернул мусорку, вынул из нее все яркие обертки и красочно разложил их по полу, а также поцеловал взасос напольные весы. Я за эти 2 минуты успела только почистить зубы, у нас с ним очень разная скорость. Спускать воду в унитазе он научился всего два дня назад и очень радуется своему новому умению. Растет мальчик, ему уже 9 месяцев.

Также Даня играет в шарики, запуская их скатываться по спирали или попадая в дырки  в ушах слона. Он очень уверенно складывает любые вещи в любые коробки. Вытаскивает подгузники из упаковок и по одному выкидывает их из манежа на пол и вообще обожает ронять вещи и смотреть как они падают. В результате, он развил чувство страха высоты и теперь не пикирует с пеленального столика или лестницы в радостном прыжке, а немножко думает сначала. Даня складывает набор чашек(stacking cups) одна в другую с моей небольшой помощью. Мы всего 4 дня назад начали учиться это делать, но прогресс просто колоссальный. А еще я научила его сегодня делать глиссандо на его детском пианино с помощью деревянной перкуссии, с которой он ползает по всему дому как партизан с гранатой. Получилось весело, шумно и с первого раза. И да, у него еще одна кличка: партизан.

Я счастлива. С Даней не скучно.



Все те же впечатления, но без трагизма и пафоса, можно посмотреть в виде смешных комиксов от молодого папочки-художника. Это его картинка в начале поста. Очень поднимает настроение, так что рекомендую.

4 комментария:

  1. Прочла на одном дыхании! Замечательно! Я искренне рада за тебя и вашу семью. Уверена, что ты отличная "достаточно хорошая" мама )) И я верю, что у Дани через 30 лет будет такое же чувство юмора, даже если он вдруг захочет пообщаться с психологом)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя! Желаю тебе, чтобы скоро и вашей семье можно было сказать "welcome to the club" !

      Удалить
  2. Хорошая статья. Я подозревала, что не у одной у меня паранойя проверить дышит ли ребенок, если слишком долго спит :) Что ты такое прочитала про похвалы? "Молодец" постоянно в моем лексиконе, недавно нашла список из 20 хвалилок - хочу разнообразить репертуар :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почитай книжки Гиппенрейтер например. Они очень хорошие и уже скоро начнут нам с тобой пригождаться. Про "молодец" суть такова, что если ты говоришь ребенку "молодец", "умница" и т.д., значит он может быть и "не молодец" и "не умница". То есть ты даешь оценку самому ребенку, а не тому что он делает. Психологи говорят, что правильно хвалить действие ребенка, а не его целиком, то есть дать ему понять, что он может что-то делать хорошо или не очень, но сам при этом всегда остается для мамы хорошим. Поэтому правильно хвалить - это так строить фразу, чтобы в ней было действие и также, возможно, выражение твоих собственных чувств. Например, "мама очень рада, что ты так быстро ползаешь", "ты так хорошо сложил все кубики в коробку" и т.д. А что за хвалилки ты нашла?

      Удалить