UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

вторник, 7 мая 2013 г.

The Unbelievers - фильм Ричарда Докинза и Лоуренса Кросса о религии и науке.

На днях посмотрела интересное интервью на канале, который мне очень нравится в Канаде, - канале TVO. Это канал, который вещает в-основном очень качественную документалистику, а также делает отличные детские передачи и передачи на общественные темы.
Хочу рассказать про одну из таких передач, которая подняла важную тему религии и науки. Интервьюировали двух ведущих ученых современности - Ричарда Докинза, популяризатора неодарвинизма, а также Лоуренса Кросса, физика-теоретика.

Докинз и Кросс являются популяризаторами науки, авторами многих научно-популярных книг, а также борцами за распространение атеизма в мире.

Кстати, спасибо Леше Загородневу, местному блого-троллю, за рекомендацию Докинза. Это Леша пару лет назад рассказал мне о его книгах. И сорри, Леха, что разрушила чистоту твоего прекрасного образа в глазах своих читателей. Не смогла удержаться :-Р 
А вот про Кросса я, честно говоря, ничего не слышала раньше, зато теперь я точно знаю какие книжки будут на очереди к прочтению :)

Интервью ученых было посвящено их новому проекту - документальному фильму The Unbelievers. Основная мысль, звучащая в фильме,  - это нормально ставить под сомнение любые распространенные убеждения( и предубеждения) и задавать вопросы. И это нормально иметь научно-естественные взгляды на жизнь. Фильм не является научным в прямом смысле этого слова, он больше посвящен проблемам атеизма и религии. В фильме авторы интервьюируют многих знаменитостей, например, Кемерон Диаз и Вуди Аллена, поддерживающих их работу и понимающих важность распространения научных взглядов.
Фильм буквально на днях вышел в прокат и вот неплохая рецензия (на английском), а также официальный трейлер. Я сама ещё не смотрела, но собираюсь. Примечательно, что документальные фильмы тут показывают в кинотеатрах, что для России немыслимо.



Однако не менее примечательно, что ученые начинают прокат фильма с Америки, так как тут в последние 20-30 лет быть атеистом стало, мягко скажем, "немодно" и государство бодрыми темпами движется в теократическую сторону. Только один член текущего Конгресса США признает себя атеистом, 40% населения США "не верят" в эволюцию или даже никогда не слышали о ней, и только 2% населения США называют себя агностиками или атеистами. Все эти цифры придумала не я, они звучали в книгах, передаче и рецензиях на фильм.

Меня лично поразила цифра про 40% населения США, не признающего теорию Дарвина. Ее приводит Докинз в своей последней книге "The God Delusion"(Бог как иллюзия), целиком посвященной доказательствам существования эволюции как научного факта. В предисловии к книге он сказал, что написал ее потому, что в развитых странах в последние десятилетия наблюдается широкое распространение ненаучного подхода, и что люди считают возможным считать теорию Дарвина вопросом веры. Для меня лично это звучит бредом, конечно, потому что закон сообщающихся сосудов, например, никто не позволяет себе считать вопросом для "верю/не верю", а нечто более сложное сразу же становится вопросом веры. Я вполне принимаю религию как систему философских взглядов, но как можно при этом игнорировать науку мне не понятно.

Процессы усиления теократических трендов характерны сейчас для многих государств, в том числе и для России,  с ее вездесущей РПЦ, а также попытками ввести православие в школах. И мне кажется важным распространять идеи научного подхода как можно шире, так что помогайте, пожалуйста, лайки и перепосты приветствуются :)

Я сейчас читаю книгу, посвященную истории религий и я заметила, что в Канаде( а возможно и США -  поправьте меня, если я не права, пожалуйста, я только предположила) сейчас для распространения христианства применяются похожие методы, что изначально применялись при исламизации востока на раннем этапе возникновения ислама. Что интересно, методы эти экономические.

На ранних этапах распространения ислама арабы применяли следующую методику исламизации завоеванных стран: людям, принявшим ислам, давались существенные налоговые льготы. Со всеми вытекающими из этого последствиями, такими как легкость ведения бизнеса, социальные лифты и т.д. Именно таким образом, ислам распространился на многие страны, включая страны с собственными развитыми на тот момент религиозными системами, такими как Иран с его зороастризмом и христианством  и Египет с его собственным пантеоном богов.

Распространенный метод католизации в Канаде тоже имеет во многом экономические корни. Поясню свою мысль. Сейчас в Канаде довольно часто и охотно отдают детей в католические школы, потому что они считаются лучше. Католические школы лучше финансируются. Поэтому в них работают лучшие учителя, а также дети в них учатся в лучших условиях, чем в обычных государственных школах. Например, тут довольно остро стоит проблема нехватки помещений и часто рядом со школой стоят буквально вагончики-бытовки, в которых проводится часть занятий. Соответственно, дети в них мерзнут и вообще, чтобы просто сходить в туалет ребенку надо выходить из вагончика и идти в основное здание школы. В католических школах такого как правило не бывает, им помещений почему-то хватает. Кроме того, там лучше учат языкам и строже дисциплина.

Но за все это приходится платить тем, что каждое утро ребенок будет читать молитву, а также ему никто не расскажет про эволюцию и  геологию, зато расскажут про Адама и Еву, сотворение мира за 7 дней, а также что мир наш юн и свеж в возрасте не более 6 тыс лет. Совет отдать ребенка в католическую школу звучит от любого местного, даже от нерелигиозных семей или семей, исповедущих другие религии(например, ислам), просто в силу всех вышеперечисленных факторов.

Стоит отметить, однако, что все это не означает упадок науки в США и Канаде. Вот прекрасная статья в Эксперте о направлениях развития науки в США, и российское Сколково нервно курит в сторонке. Но возможно, это означает увеличивающийся разрыв между учеными и обычным населением за счет понижения стандартов среднего образования. Иначе откуда берутся такие жуткие цифры  в 40% мне не понятно.

Надо сказать, что я сама отношу себя к атеистам или как тут принято говорить non believers, но при этом совершенно спокойно отношусь к религиозным людям, так как среди моих друзей, знакомых  и коллег довольно много людей самых разных религиозных взглядов и все они прекрасные люди. Я принимаю любую религию как систему философских и моральных взглядов, если она помогает людям жить и не мешает другим. Но мне кажется плохой тенденцией уменьшение роли науки в системах образования многих стран. Ребенок имеет право знать как обстоят дела в современной науке, а уже потом выбирать себе религию. А не наоборот. В конце концов именно благодаря науке, современные дети живут в теплых домах с электричеством и газом, получают вовремя прививки, думают, что помидоры растут в супермаркете, и тыкают пальчиками в айфончики в возрасте 2 лет. Так что рассказать им про теорию эволюции надо хотя бы из уважения к науке, давшей столько всем привычных благ.

Далее в передаче было интервью с Жаком Берлинебло, профессором Georgetown University и автором книги "How to Be Secular: A Call to Arms for Religious Freedom". Слово secular гугл переводит как "светский, мирской" и из интервью я с удивлением узнала, что в США это слово носит сейчас негативный оттенок. Более того, примером светского государства считается нацисткая Германия и отсюда делается вывод что теократическое государство лучше чем светское. Собственно, в своей книге и в интервью Берлинебло пытается обелить термин "светское государство", доказывая, что светское государство на самом деле дает больше свободы выбора религии (или атеизма), чем государство теократическое, так как теократическое государство связывает себя только с одной религией, принижая значимость остальных взглядов. Вот такие печальные дела у атеистов и секуляризма в Америке.

А как дела обстоят в России?

Насколько мне представляется, большинство населения нерелигиозно, хотя в опросах назовут себя православными. Однако православие это сводится в-основном, к празднованию Пасхи и редким походам в церковь. Библию большинство не читало, церковные обряды  и требования тоже представляют очень смутно и чаще всего не соблюдают. Мнение мое субъективно, основано на собственных наблюдениях, так что поправьте, если не права.

В школах преподают теорию эволюции в рамках курса биологии. У меня воспоминания из собственных школьных лет, я училась в 90-х годах и приходится с печалью отметить, что теория эволюции преподавалась с позиции эволюции видов и принципа "выживает сильнейший". Это утверждение очень далеко от синтетической теории эволюции, принятой в современной науке, основные тезисы которой были сформулированы ещё в 40-х годах прошлого века. Основные ее  положения на доступном неспециалисту языке сформулировал как раз Ричард Докинз в своей книге "Эгоистичный ген", выпущенной в далеком 1976 году и рассматривающей эволюцию как эволюцию генов.

Приходится признать, что за  50 лет современный научный подход до российских школ не дополз. Но хорошо хотя бы то, что преподавание велось с позиций Дарвина, то есть конца 19 века, а не креацинизма.

Интересно, как обстоят дела сейчас? Если у кого есть дети в школах или кто сам недавно окончил школу, напишите в комментариях, пожалуйста.

Также приветсвуются комментарии по данному вопросу от знающих людей в любой стране. США, Европа, Австралия, меня читают уже везде, раскидало друзей почти по всей планете :)

29 комментариев:

  1. Вот очень полезная статья. Другой взгляд на веру и науку http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer2/Dynin1.php

    Джонатан Сакс один из тех, кого стоит читать независимо от взглядов на религию (поищи другие переводы его выступлений, он, например, очень интересно рассказывает про иудаизм). И хотя он, как и Докинз, местами передергивает, тем не менее, он дает очень интересный вгляд на вопрос.

    Кстати, где-то в недрах ютуба есть видео, где они спорят, Сакс и Докинз. (нашел: http://www.youtube.com/watch?v=roFdPHdhgKQ)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, спасибо, обязательно почитаю и посмотрю, мне эта тема интересна, и интересны разные точки зрения.

      Удалить
    2. Андрей, ещё раз хочу сказать спасибо за Джонатана Сакса, он, очевидно, очень интересный человек. Я прочитала статью и в ней очень много вещей, с которыми я полностью согласна. Но в статье он не пишет о доказательствах существования Бога, он пишет о важности религии для общества. Я, собственно, никогда этого не отрицала, я против только фундаментально-экстремистких проявлений в любой религии.
      Мне кажется он очень хорошо написал вот тут:
      "И теперь я возвращаюсь туда, откуда я начал, к Роберту Патнэму. Он продемонстрировал в «Американской благодати», что то, что имеет значение для людей, что обращает их в хороших граждан и хороших соседей, есть скорее принадлежность к общине, а не то, во что они верят. Он написал, что атеист, который ходит регулярно в синагогу или в церковь, вероятно, будет лучшим человеком, чем верующий, никогда не присоединяющийся к общине."

      И, кстати, здесь в Канаде очень чувствуется вот это понятие "общины, общества" в отличие от России, где практически каждый сам по себе. И для меня это очень ценно здесь. Я не знаю, причина ли тому религия или что-то другое, но если религия - то спасибо ей за это :)

      Удалить
  2. А кто мне говорил, что детей в Канаде в школе учат думать. Кажется Юля :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, учить думать и давать знания - это разные аспекты образования. И от слов своих, что учат думать, пока не отказываюсь. По крайней мере знакомые, у кого дети в канадских школах довольны этим аспектом.

      Удалить
    2. Ну то есть в химии, физике и астрономии учат думать, а параллельно прокачивают религией без размышлений. Интересный коктейль

      Удалить
    3. У нас с тобой, похоже, разное понимание слова "думать". Для меня думать - это умение самостоятельно что-то исследовать, анализировать, принимать решения и придумывать свои способы решения проблем. Я не связываю понятие "думать" с какой-либо определенной областью знаний. Довольно близко к "учить думать" для меня стоит "учить учиться". Так вот в Канаде хорошо учат учиться, но при этом могут не додать каких-то фактических знаний. В России с этим хуже, так как в школах очень часто учат грубо говоря фактам и "алгоритмам действия, решения задачи", а не способности самим создавать эти алгоритмы.

      Удалить
    4. Да у меня вполне такое же понимание слова "думать". Мне просто интересно, как в голове конфликт у детей в Канаде не происходит, от противоречивых знаний. Об истории Земли, например. Впрочем, лучше спросить тех, у кого дети есть.

      Удалить
  3. По Россию все верно. Только ситуация еще хуже. Из 5 моих знакомых сидящих на посту 4 не знают, что пост - это не только диета. И что если ты считаешь себя православным, будь добр, раз в неделю зайди в церковь :) Особенно умиляли повальные венчания. С другой стороны, тема эта довольно скользкая. Если людям хорошо от такой формы веры: "я верю, я православный, но традиции не соблюдаю, в нашей жизни это почти невозможно" - может и фиг с ними? Про себя могу сказать, что я ни разу не атеист, но верю скорее во внеземное происхождение жизни, нежели в классическую теорию Бога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, мне в-целом совершенно все равно во что верит или не верит взрослый человек, меня беспокоят только дети, которым сходу задают рамки.

      Удалить
  4. Есть у меня, кстати, интересное наблюдение про Россию. Матери у двух моих знакомых достаточно жёстко ушли в православие. Одна в косынке всегда, в церкви постоянно ходит итд. Вторая, вообще, в монашки ушла и в монастыре живёт. По рассказам, обе раньше активно следовали идеям коммунизма. То есть у них был духовный ориентир, а потом пропал. А им он нужен. Такой, который скажет, что хорошо, что плохо. Вот и нашли его в церкви. А откуда человек появился им вообще, по-моему, без разницы. Партия или Патриархия объяснит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если они духовный ориентир нашли в церкви - и слава богу, как говорится. Возможно, это и должна быть основная функция церкви. Выстраивать моральные ориентиры для людей, которые сами этого сделать не могут. Но исторически сложилось, что церковь выполняет не только этическую функцию, но и космологическую. А вот это я бы у нее отобрала и отдала науке, она как-то лучше с этим справляется.
      С другой стороны, джихад тот же самый - это тоже моральная составляющая ислама, а не космологическая. И тоже, так сказать, духовный ориентир для некоторых. Вот и начинают сразу возникать вопросы о том, применима ли мораль 1,5-3 тысячелетней давности к современным условиям.

      Удалить
    2. Я, кстати, тоже знаю один интересный случай. После одного неприятного эпизода, чуть не лишившись жизни, мой знакомый осознал что его не устраивают атеистические взгляды на жизнь. После чего, он перечитал кучу книг, познакомился с разными религиями и в итоге выбрал для себя индуизм, и теперь в него верит. Такой подход достоин уважения, на мой взгляд, так как человек проделал работу и выбор его был осознанным, а не походом за толпой.

      Удалить
  5. А читали "Автостопом по галактике?", наверняка ю дид. Мне там понравилось наказание, когда страдальцу дают понять размеры вселенной и сопоставить их с собственными размерами. Подобное я ощутил по прочтении докинза. До нашего рождения бесконечная тьма, после него ещё более бесконечная.
    Как адамс и докинз не удавились от осознания-не понимаю.
    Карочи, я сейчас думаю, что лучше верить, а то как-то неинтересно, как в армии - от забора до обеда...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верить безусловно легче, с этим не спорю. Наука вообще не для слабых людей. Галилею вот тоже не сладко было, Джордано Бруно, список можно продолжать до наших дней. Причем довольно часто, доводили до смерти свои же, братья-ученые. Вот например, судьба Игната Земмельвайса, медика, начавшего первым применять обеззараживание рук и снизившим смертность от родительной горячки в 15 раз. "Затравленный Земмельвайс закончил свою жизнь в психлечебнице, где на фоне обострения заболевания был жестоко избит медицинским персоналом и умер от того же сепсиса, от которого умирали женщины-роженицы до его открытия."
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81,_%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%86_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF

      Удалить
  6. Старший заканчивает 4 класс. С 5 будет предмет о религии - или христианство или мусульманство или вообще религиозная и светская этика. Можно выбрать.
    Замечу-именно речь идет об изучении религии, а не причащение к ней. С кадилом никто не гонзает и житие не заставляет зубрить.
    Рядом с моим домом строится школа, с уклоном в воспитание патриотизма, но чую самым умным местом-здесь именно будет вживляться православие в мозг. Школа построится-вот прямо в соседях будет храм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще, идея преподавать историю религии в школе - хорошая идея. Хорошо бы ещё только не какую-то отдельную, а широким спектром, чтобы было понимание что откуда произошло и как взаимосвязано.

      Удалить
  7. В сообщающиеся сосуды налил воды и убедился, что это работает.
    И хоть сто раз подряд, чтобы показать каждому, кто не верит.
    С Дарвинизмом такой подтверждающий эксперимент построить сложнее.
    Никто еще не создал какого-нить нового вида, например, водоплавающих мушек-дрозофил.
    Так что, вопрос того, что ближе к реальности: создание видов или их эволюция "с нуля" - это, похоже, вопрос веры.
    Есть еще любопытный документальный фильм BBC, где рассматриваются аргументы креационистов "A war on science".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большиство современных теорий сложные, и эксперименты по их подтверждению тоже не простые. Квантовая теория намного сложнее для понимая обывателем, чем теория эволюции, но, к счастью, о ней нет ни слова в Библии. Надо просто взять себе труд и изучить теорию, чего креацинисты как правило не делают. В случае с теорией эволюции это даже на простом уровне не одна сотня страниц, но их надо прочитать. И меня беспокоит то, что доступ к этой информации ограничивают для детей, что собственно фильм "A war on science" только подтверждает. По сути там прозвучало всего 2 аргумента против и оба они были развеяны ещё в процессе фильма. Для меня новым однако было, что в Штатах можно судиться даже против научных теорий, такого я предположить не могла :)
      По поводу создания видов: в теории эволюции нигде не сказано, что можно создать ЛЮБОЙ вид. Можно создать то, что имеет какой-либо смысл с точки зрения выживания и размножения. Поэтому, вероятно, не созданы водоплавающие мушки-дрозофилы. Что же касается просто создания какого-нибудь нового вида, то это не так, виды создаются, собственная вся наука селекция по сути есть создание новых видов.
      Например, почитай про эксперимент профессора Беляева по одомашниванию лис. У них всего за 6 поколений довольно существенно поменялся фенотип(стали мягкими уши, изменился мех, хвост стал загибаться как у собак), и даже изменился ментруальный цикл. Хотя отбирали лис только по признаку дружелюбия к людям.

      Удалить
    2. Я ведь говорю лишь о формальной степени достоверности на текущий момент.
      Наука она потому и наука, что следует жестким правилам, одно из которых - экспериментальная проверяемость.
      Теория эволюционного создания видов, которая претендует на объяснение, например, выхода на сушу сложных организмов уровня рыб, как я понимаю, пока лишь гипотеза.
      Селекция и пример с лисами - это слабо для подтверждения такого мощного утверждения об эволюционного пути возникновения видов.

      Пример с мушками-дрозофилами я и привел, чтобы показать требуемую радикальность результата.
      Мушки живут коротко. Создайте им искусственно постепенно изменяющуюся среду, где воды становится все больше и пища все больше находится в воде. Пусть среда изменяется достаточно медленно, по сравнению с временем жизни поколения мушек. И посмотрите - вымрут ли мушки от голода/невозможности дышать, или отрастят ласты и жабры.
      Вот тебе и смысл с точки зрения выживания.

      Существование процесса эволюции никто не отрицает. В результате него действительно происходит адаптация видов к условиям обитания, в том числе с каким-то изменением фенотипа.
      Но достаточно ли этого процесса, чтобы за 500 млн лет возникло около 10 млн видов живых существ?
      Это пока не доказано, формально говоря.
      Поэтому и получается, что выбор объяснения возникновения видов "разумным замыслом" или "эволюцией" - на сейчас, фактически, вопрос веры.

      Мне более интересным кажется эволюционный путь из-за доверия научному методу вообще и из-за существования перспектив доказательства.
      Но это косвенные причины для ВЕРЫ в эволюционный путь возникновения видов.

      Возможно также, что я просто недостаточно знаю о достижениях этой области, но еще раз повторюсь: гипотеза становится научной теорией при экспериментальном подтверждении.
      И речь идет не об существовании эволюционного процесса, а о возникновении существующих видов в результате эволюционного процесса.

      Удалить
    3. На сегодняшний момент теория эволюции объясняет примерно 99% явлений и одним из самых сложных вопросов, которые ещё предстоит экспериментально доказать, это не создание видов и не выход животных на сушу, тут насколько я понимаю доказательств достаточно. Самый сложный вопрос - это собственно первичное возникновение жизни, а именно экспериментальное создание условий для возникновения самореплицирующихся молекул. Пока экспериментально не доказали. Но это и достаточно сложно, так как предположительно процесс занял миллиарды лет.
      Я не буду сейчас вдаваться в детали и доказательства теории, если не читал Докинза рекомендую почитать. Он пишет очень увлекательно и интересно, и его книги меня лично из агностика превратили в атеиста. Не обязательно читать именно его, просто он пишет это так, что можно понять, не будучи биологом.

      Удалить
    4. Нужно закрывать тему :) вот и недостаток онлайнового общения.
      Подчеркну лишь несколько вещей:
      Объяснение и подтверждение экспериментом - принципиально разные вещи. Научный метод - это эксперимент.
      Я имел в виду именно возникновение видов в результате эволюции
      Первоначальное возникновение жизни - это другая проблема не из области эволюции.

      Удалить
    5. нда, мне тоже очень хочется поговорить вживую :)

      Удалить
    6. Ну и кстати, насчет экспериментов, никак не могу угомониться :). Самый наверное серьезный вот этот: длительный эксперимент по эволюции бактерии E.coli http://en.wikipedia.org/wiki/E._coli_long-term_evolution_experiment

      Основным признаком новых видов является репродуктивная изоляция. Вот примерный список экспериментов по искусственному видообразованию на дрозофилах http://www.macroevolution.narod.ru/mate_experiments.htm , но существуют эксперименты и на других животных и растениях.

      Также вот общая статья по поводу доказательств эволюции, как эспериментальных, так и предсказательных(так как эксперимент это не единственный научный метод) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8

      Ну в-общем, я считаю, что теория эволюции как всякая теория вполне вероятно претерпит какие-то изменения в ходе дальнейших исследований, однако ее доказательная база представляется мне намного серьезней креацинисткой.

      Удалить
    7. А креацинисткой теории база не нужна. Всё создано - не парьтесь. А вы тут вместе с эволюционистами вон как запариваетесь :) Людям, знаешь, свойственно не перенапрягать мозг.

      Удалить
    8. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  8. Материалы действительно интересные - спасибо.
    Мой коммент получился длинноватым - удалил, расскажу при более удобном случае :)
    Тоже поделюсь ссылкой http://medbiol.ru/medbiol/lifehist/00013477.htm#00029c8e.htm
    Зачитался :)
    Насчет верю/не верю: я именно верю в эволюционного развитие.
    Мне это кажется настолько увлекательной возможностью, что меня реально приводит в восторг мысль о том, что для того, чтобы появилась разумная жизнь, оказалось достаточно нескольких десятков простейший элементов, описываемых Стандартной моделью.
    А уж было ли это в результате разумного замысла или нет - это уже и не важно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Классный у тебя микс в голове :) Ты веришь в науку. Хотя я, наверное, тоже в нее верю...

      Удалить