Хочу поделиться мнением и порекомендовать к прочтению книгу "История религий Востока". Автор Леонид Сергеевич Васильев - российский историк, социолог, китаист. Доктор исторических наук. Бывший заведующий Сектором теоретических проблем истории Востока Отдела истории Востока Института Востоковедения РАН. Профессор ГУ-ВШЭ.
Я себя считала человеком в плане знания религий совершенно необразованным и довольно долго искала книгу, которая помогла бы мне разобраться в вопросе. И вот я ее нашла и это было непросто, по пути пришлось перебрать кучу "мусора". Теперь я знаю про религиозные концепции и их историю немножко больше, чему очень рада. Один из серьезных пробелов в образовании не то чтобы закрыт, но залатан :) И теперь мне будет немного проще разговаривать с людьми религиозными или просто хорошо образованными в данном вопросе.
Вообще говоря, классикой религиоведения считается трехтомник Мирча Элиаде "История веры и религиозных идей", но я этот труд сходу не осилила. Мне показался слишком сложным язык и количество терминологии на фоне моей полной безграмотности в этой теме. Сейчас, уже будучи более подкованной, я, возможно, повторно возьмусь за книги Элиаде.
Но вернемся к теме.
Чем для меня оказалась привлекательна "История религий Востока" от Л.С. Васильева?
Во-первых, книга написана нерелигиозным человеком, что избавляет ее от предвзятости в сторону той или иной религии. С другой стороны, она написана с большим уважением к религии как общественному явлению, так как религия, безусловно, играла и играет важную роль на протяжении всей истории цивилизации.
Во-вторых, для меня было важно что рассмотрены все основные доминирующие мировые религии, так как все они зародились на востоке: иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм. Также рассмотрены их предшественники, начиная с палеолита, с обзором зороастризма, религии Египта, брахманизма и т.д. Даны основные характеристики каждой религии, их связь с культурной и политической жизнью общества, история зарождения и развития, самые крупные течения и ответвления. Одним из самых интересных для меня моментов стало то, что книга рассматривает также степень влияния каждой религии на "национальный характер", по сути она описывает как на протяжении тысячелетий религия "вылепляла" культуру, этические нормы, манеру поведения людей. Также уделено внимание перспективам каждой религии в современном обществе. И эти прогнозы показались мне на текущий момент довольно точными.
В результате чтения этой книги, как мне кажется, я стала намного лучше понимать те или иные особенности национальных характеров, например, китайцев и индусов, а также понимать почему те или иные страны находятся сейчас на том или ином уровне развития. Также есть пища для размышлений над тем, каковы примерные дальнейшие перспективы этих стран.
Поскольку озвученных тем очень много, то, понятно, что книга не дает очень глубоких знаний по каждому вопросу, она скорее рисует маршрут, по которому можно уже дальше двигаться. То есть "История религий Востока" хорошо подходит для "начинающих", таких как я, людей, которые хотят получить общее представление о каждой религии, а уже потом копать по особо заинтересовавшим темам.
Тем не менее это семисот страничный труд и количество новой и неожиданной для меня информации было просто впечатляющим и я не уверена, что мой мозг в состоянии все это удержать в памяти :)
Также к безусловным достоинствам книги можно отнести то, что она написана не скучно. Это, конечно, не детектив или другая книжная "попса" и не стоит ожидать захватывающего сюжета :), но тем не менее, читать книгу интересно, что выгодно отличает ее от трехтомника Элиаде, за которым я откровенно засыпала.
К небольшим недостаткам книги можно отнести то, что история христианства обрывается в момент перемещения его на Запад. Это логично с точки зрения книги, так как она посвящена Востоку, а не Западу, поэтому к недостаткам это можно отнести только условно. Тем не менее, историю христианства лучше изучать по другим книгам.
Как лицо, заинтересованное в последующем совместном обсуждении книжки, и не рассчитывая на свой талант рецензора, я позволю себе для заманухи привести несколько примеров и цитат про Китай. Возможно, эти факты вы тоже не знаете.
Ещё в III веке ДО нашей эры конфуцианцы в Китае превратили конкурсные экзамены в главный, а позже и единственный путь , дававший возможность войти в правящие элиты. В Китае учёный из крестьянской семьи мог сдать экзамены и получить доступ к высшему управлению. Были случаи, когда крестьяне становились императорами.
"... в Китае был сделан явный акцент на обязанность божества. Долг – одна из высших конфуцианских категорий, и благоговейное отношение к нему было перенесено и на взаимоотношения с потусторонними силами. Только в Китае на богов можно было жаловаться, апеллировать к властям, обращая внимание на невыполнение божеством его долга. Только в Китае можно было официально наказывать божество в лице представляющего его в храме идола в случае, если он не откликался на настоятельные просьбы, особенно если последние имели важное общественное значение, как, например, мольбы о дожде в случае засухи."
Подобные удивительные факты в этой книге есть про каждую религию. Приглашаю с прочтению :)
Я себя считала человеком в плане знания религий совершенно необразованным и довольно долго искала книгу, которая помогла бы мне разобраться в вопросе. И вот я ее нашла и это было непросто, по пути пришлось перебрать кучу "мусора". Теперь я знаю про религиозные концепции и их историю немножко больше, чему очень рада. Один из серьезных пробелов в образовании не то чтобы закрыт, но залатан :) И теперь мне будет немного проще разговаривать с людьми религиозными или просто хорошо образованными в данном вопросе.
Вообще говоря, классикой религиоведения считается трехтомник Мирча Элиаде "История веры и религиозных идей", но я этот труд сходу не осилила. Мне показался слишком сложным язык и количество терминологии на фоне моей полной безграмотности в этой теме. Сейчас, уже будучи более подкованной, я, возможно, повторно возьмусь за книги Элиаде.
Но вернемся к теме.
Чем для меня оказалась привлекательна "История религий Востока" от Л.С. Васильева?
Во-первых, книга написана нерелигиозным человеком, что избавляет ее от предвзятости в сторону той или иной религии. С другой стороны, она написана с большим уважением к религии как общественному явлению, так как религия, безусловно, играла и играет важную роль на протяжении всей истории цивилизации.
Во-вторых, для меня было важно что рассмотрены все основные доминирующие мировые религии, так как все они зародились на востоке: иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм. Также рассмотрены их предшественники, начиная с палеолита, с обзором зороастризма, религии Египта, брахманизма и т.д. Даны основные характеристики каждой религии, их связь с культурной и политической жизнью общества, история зарождения и развития, самые крупные течения и ответвления. Одним из самых интересных для меня моментов стало то, что книга рассматривает также степень влияния каждой религии на "национальный характер", по сути она описывает как на протяжении тысячелетий религия "вылепляла" культуру, этические нормы, манеру поведения людей. Также уделено внимание перспективам каждой религии в современном обществе. И эти прогнозы показались мне на текущий момент довольно точными.
В результате чтения этой книги, как мне кажется, я стала намного лучше понимать те или иные особенности национальных характеров, например, китайцев и индусов, а также понимать почему те или иные страны находятся сейчас на том или ином уровне развития. Также есть пища для размышлений над тем, каковы примерные дальнейшие перспективы этих стран.
Поскольку озвученных тем очень много, то, понятно, что книга не дает очень глубоких знаний по каждому вопросу, она скорее рисует маршрут, по которому можно уже дальше двигаться. То есть "История религий Востока" хорошо подходит для "начинающих", таких как я, людей, которые хотят получить общее представление о каждой религии, а уже потом копать по особо заинтересовавшим темам.
Тем не менее это семисот страничный труд и количество новой и неожиданной для меня информации было просто впечатляющим и я не уверена, что мой мозг в состоянии все это удержать в памяти :)
Также к безусловным достоинствам книги можно отнести то, что она написана не скучно. Это, конечно, не детектив или другая книжная "попса" и не стоит ожидать захватывающего сюжета :), но тем не менее, читать книгу интересно, что выгодно отличает ее от трехтомника Элиаде, за которым я откровенно засыпала.
К небольшим недостаткам книги можно отнести то, что история христианства обрывается в момент перемещения его на Запад. Это логично с точки зрения книги, так как она посвящена Востоку, а не Западу, поэтому к недостаткам это можно отнести только условно. Тем не менее, историю христианства лучше изучать по другим книгам.
Как лицо, заинтересованное в последующем совместном обсуждении книжки, и не рассчитывая на свой талант рецензора, я позволю себе для заманухи привести несколько примеров и цитат про Китай. Возможно, эти факты вы тоже не знаете.
Ещё в III веке ДО нашей эры конфуцианцы в Китае превратили конкурсные экзамены в главный, а позже и единственный путь , дававший возможность войти в правящие элиты. В Китае учёный из крестьянской семьи мог сдать экзамены и получить доступ к высшему управлению. Были случаи, когда крестьяне становились императорами.
"... в Китае был сделан явный акцент на обязанность божества. Долг – одна из высших конфуцианских категорий, и благоговейное отношение к нему было перенесено и на взаимоотношения с потусторонними силами. Только в Китае на богов можно было жаловаться, апеллировать к властям, обращая внимание на невыполнение божеством его долга. Только в Китае можно было официально наказывать божество в лице представляющего его в храме идола в случае, если он не откликался на настоятельные просьбы, особенно если последние имели важное общественное значение, как, например, мольбы о дожде в случае засухи."
Подобные удивительные факты в этой книге есть про каждую религию. Приглашаю с прочтению :)
Сейчас я вам тут разожгу споры о родине и иммиграции.
ОтветитьУдалитьПрочитайте:
http://pora-valit.livejournal.com/1388463.html
Однобоко конечно, но каждый имеет право высказать свое мнение.
Вот мне лично близка американская культура, по крайней мере мне так кажется, но я не могу сказать что в РФ прямо настолько плохо. За последние лет 10 ситуация поменялась и есть зачатки формирования "правильного" общества и среднего класса.
Однако мое восприятие искажено как у любого представителя ИТ в городе миллионнике.
А что думаете вы? Пора ли валить?
Ну собственно, этот пост в-целом отвечает на вопрос почему мы уехали. Welcome to the club :) Хотя надо отметить, что все это (в значительно правда меньшей мере) свойственно и нам, культурным типа людям :) Начинаешь это чувствовать тут. Я, например, мучительно приучала себя первые пару месяцев говорить "спасибо" и "пожалуйста" примерно раз в 5 чаще, чем это принято в России среди вежливых людей, к коим я себя отношу :) И печатать билеты или что-то подобное на работе тут тоже, например, не принято. Воровство... Как-то так :)
УдалитьАзамат, вопрос откуда берётся у народа поведенческая культура и как развивается, мне кажется, довольно сложным. Я пока думаю, что наиболее сильно экономическое влияние. То есть, грубо говоря, во всех странах мира есть такие вот аля "интеллигенты по крови", как автор поста. Они перестают воровать, как только это не нужно для выживания, стараются быть вежливыми, помогать итд по тексту. Есть и другая крайность. Те, которые и в развитом обществе будут пытаться хитрить, обманывать, красть. Иногда даже и без необходимости. А основная масса между крайностями. Исходит из опыта своего и своих родителей. То есть обычно последних 20-30 лет. Ежели был был плохой период в стране, то основная масса портится. А ежели был хороший, то улучшается. Портится индекс средней культурности :) обычно гораздо быстрее. Например, очень быстро за несколько лет войны или экономических проблем. Восстанавливается, очень медленно. Кроме стабильных честных заработков нужно еще, чтобы ушли страхи нестабильности, увольнения, привычка воровать, хамить, пролезать итд. "Интеллигенты по крови" изменятся быстро, но их мало везде. Остальным может понадобится лет 30, если не больше.
УдалитьКстати, исходя, из этой теории я вполне себе могу представить себе развитой и передовой любую нацию. Ну не знаю. Передовые таджики. Почему нет. После 50 лет стабильной экономики и растущего благосостояния. Улыбающиеся, жизнерадостные, вежливые и гостеприимные еще до кучи, как велит ислам. Воровать, таскать наркоту и ездить на заработки им больше не надо. Наоборот все едут к ним. А них жёсткий иммиграционный контроль. Отбирают только лучшие кадры, для своей инновационной экономики и науки.
Ну а представить наши 90е в Америке довольно просто. Достаточно почитать историю Великой Депрессии. Ну вот тут, кратко и ёмко, например http://www.brainity.ru/society/epoque/3153/ Представляю себе культурность американцев в 30х. Хехе. Повезло им с войной в Европе, конечно. Быстро выползли и окультурились :) Теперь другие страны, включая РФ в некультурности обвиняют. Гы :) А как передовые технологии автопрома (Опель) продать Сберу, так фиг. Ути-пути. Вдруг, разбогатеют и окультурятся. Знают, где основные деньги-то генерируются.
Но я могу и ошибаться.
А пора ли валить. Пора всегда и не пора никогда :) Вопрос личных критериев у каждого. Тендеции я отрисовал. Россиян быстро не изменить. При благоприятных условиях будут окультуриваться дальше с такой же скоростью. Возможен скачок в лучшую сторону при смене поколений. Но кто же знает наверняка какие будут условия. Ну и учти, что будущего какой-то развитой страны тоже никто не знает наверняка.
Рома, я согласен с твоими доводами и выводами.
УдалитьНа мой взгляд с точки зрения сейчас (в рамках 5-10 лет), во многих аспектах развитые страны находятся в лучших условиях по некоторым важным для меня параметрам.
Однако перспективы роста на период "потом" (после 10 лет от сегодня) у России на мой взгляд лучше.
Ну раз Рома выдал такой большой комментарий, то позволю себе и я. Я лично не придерживаюсь мнения, что влияет только экономика. Она, конечно, важна, но это далеко не единственный фактор, определяющий поведенческие нормы общества. И в последнее время я думаю, что значительно более весомым факторами являются религия и традиции. А они практически не меняются не то что десятилетиями, а тысячелетиями.
УдалитьА теперь перейдем к фактическому материалу.
1. Утверждение о 7 млн умерших во время Великой Депрессии представляется не очень достоверным, а если выразиться жестче - то скорее ложным. Вот отличная статья-опровержение с опорой на источники http://judeomasson.livejournal.com/20711.html
2. Автор обсуждаемой книги "История религий Востока" придерживается мнения, что низкие поведенческие нормы в России объясняются слабостью православия по сравнению с другими мировыми религиями. Православие никогда не обладало серьезной политической властью и не смогло сформировать жесткие поведенческие нормы в обществе. Некоторое подвтреждение слабости православия можно найти в отчетах свещенников 19-го века, например, вот тут http://asnecto.livejournal.com/335520.html Из статьи следует, что в середине 19-го века православных норм придерживалось не более 50% населения. Следует отметить, что середина 19-го века - это относительно спокойное время в России. Также на слабость православия указывают выдержки из моего следующего пункта 3.
Удалить
Удалить3. В свое время я прочитала интереснейшую книгу Николая Ивановича Костомарова - "Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях". Книга написана в конце 19-го века и базировалась на летописях и архивных материалах, которых в тот период сохранилось побольше, чем сейчас.
Об авторе: Костомаров Николай Иванович (1817 - 1885) общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, автор многотомного издания "Русская история в жизнеописаниях её деятелей", исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем.
Позволю привести себе несколько цитат:
"Русский народ издавна славился любовью к попойкам. Еще Владимир сказал многознаменательное выражение: "Руси веселие пити: не можем без того быти!" Русские придавали пьянству какое-то героическое значение. В старинных песнях доблесть богатыря измерялась способностью перепить других и выпить невероятное количество вина. Радость, любовь, благосклонность находили себе выражение в вине. Если высший хотел показать свою благосклонность к низшему, он поил его, и тот не смел отказываться: были случаи, что знатный человек, ради забавы, поил простого, и тот, не смея отказываться, пил до того, что падал без чувств и даже умирал. Знатные бояре не считали предосудительным напиваться до потери сознания - и с опасностью потерять жизнь. Царские послы, ездившие за границу, изумляли иностранцев своею неумеренностью. Один русский посол в Швеции в 1608 году, в глазах чужестранцев, обессмертил себя тем, что напился крепкого пива и умер от этого. Как вообще русский народ был жаден к вину, может служить доказательством следующее историческое событие: во время бунта в Москве, когда были убиты Плещеев, Чистов и Траханиотов, сделался пожар. Очень скоро дошел он до главного кабака... Народ бросился туда толпою; все спешили черпать вино шапками, сапогами, всем хотелось напиться дарового вина; забыли и мятеж; забыли и тушить пожар; народ валялся пьяный мертвецки, и таким образом мятеж прекратился, а большая часть столицы превратилась в пепел. "
"Несмотря на глубоко нравственное значение, какое вообще придавали строгому подчинению церкви, русское благочестие основывалось больше на внимании к внешним обрядам, чем на внутреннем религиозном чувстве. Духовенство почти не говорило проповедей, не было училищ, где бы юношество обучалось закону Божию.
Русские вообще редко исповедовались и причащались; даже люди набожные ограничивались исполнением этих важных обрядов только однажды в год - в великую четыредесятницу. Другие не исповедовались и не подходили к святым дарам по нескольку лет. Притом исповедь для толпы не имела своего высокого значения: многие, чтоб избежать духовного наказания от священников, утаивали свои согрешения и после даже хвалились этим, говоря с насмешкою: "Что мы за дураки такие, что станем попу сознаваться" [Граждане] Московского государства, живя в наймах у татар, соблазнялись увещаниями их хозяев и принимали татарскую веру**. Коль скоро нет внутреннего благочестия, наружное соблюдается только до тех пор, пока действующие извне обстоятельства поддерживают привычку; в противном случае и самые обряды нетверды, и человек гораздо легче их нарушает, нежели как кажется, судя по той важности, какую он придает им. Сообщники Стеньки Разина ели в пост мясо, бесчинствовали во время богослужения, кощунствовали над святынею и убили архипастыря, несмотря на его священный сан; а при Михаиле Федоровиче Иван Хворостинин, как только познакомился с литературными трудами Запада, тотчас начал вести такую жизнь, что навлек на себя укор патриарха в том, что против Светлого Воскресения был пьян, до света за два часа ел мясную еству и пил вино."
Удалить"С неприязнью к иноземцам соединялось и отвращение ко всему, что составляло для русских достояние чужеземщины. Таким образом, русское благочестие почитало преступлением учиться наукам, искусствам или чужеземным языкам: на это смотрели как на колдовство или наваждение дьявола*. Самые вельможи обращались с иностранцами холодно и всегда старались показать, что они себя считают выше их. Простой народ верил, что все, что не русское, пропитано дьявольскою силою, и когда иностранцы ехали при посольстве в Москве, то мужики, увидя их, крестились и спешили запираться в свои избы, "как будто бы, - говорит один англичанин, - мы были зловещие птицы или какие-нибудь пугала"; только смельчаки выходили смотреть на иноземцев, как на редкое произведение природы.
"Останавливая ненависть народа, правительство неоднократно издавало указы, чтоб народ не бранил немцев и вообще всяких иностранцев, в том числе и малороссиян, поносными словами; а в отношении нехристианских народов, входивших в систему Русского государства, удерживало фанатизм прозелитизма, запрещая инородцев крестить насильно и покупать мальчиков для крещения."
Не правда ли, пороки узнаваемы? Пьянство, страсть к халяве, воровство, отсутствие толерантности, отсутствие внутренних этических норм. Прошло 400 лет, сменились политические и экономические режимы, были плохие и хорошие времена, а народ остался тем же.
Для сравнения: западная американская культура базируется в первую очередь на протестантизме. Почитайте статьи из википедии на русском и английском языке про протестантизм, очень познавательно:
УдалитьПриведу выдержки:
"Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). При этом подразумевается, что "вера без дел мертва" (Библия, послание Иакова, 2:20). Это означает, что вера должна быть не просто согласием с христианскими доктринами, но силой, которая изменяет жизнь верующего в соответствии с христианскими заповедями. Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным абсолютно авторитетным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего."
"It is argued that Protestants, beginning with Martin Luther, had reconceptualised worldly work as a duty which benefits both the individual and society as a whole.... Since it was impossible to know who was predestined, the notion developed that it might be possible to discern that a person was elect (predestined) by observing their way of life. Hard work and frugality were thought to be two important consequences of being one of the elect; thus, Protestants were attracted to these qualities."
Со своей стороны добавлю, что знаю лично несколько протестантов разных конфессий и все они люди, для которых крепкая семья, качественная работа, добропорядочность и помощь обществу - не пустой звук.
Так что я лично ни в какие 30-50 лет "хорошей жизни", которые поменяют русский менталитет просто не верю, не те традиции. Сорри.
И кстати, Ромка, нет никаких "интеллигентов по крови" - это полная ерунда, уж прости за резкость :) Кровью поведенческие нормы не передаются. Поведенческие нормы передаются исключительно воспитанием, в первую очередь в семье, и в меньшей степени в школе и среди друзей. Изначально, хорошо воспитанные в детстве люди действительно могут под влиянием крайне сложных обстоятельств начать воровать и убивать, но как только эти обстоятельства кончатся - она вернутся к нормальной жизни. И в этом мы с тобой согласны. И это, кстати, хорошо объясняет почему например, американское общество, быстро деградировав во времена Великой Депрессии, также быстро, просто моментально вернулось к своим этическим нормам уже в сороковых годах 20-го века, то есть сразу после окончания Депрессии. Хотя согласно твоей теории, они должны были ещё примерно до 60-х воровать, ведь ты пишешь "Остальным может понадобится лет 30, если не больше." Это также объясняет почему русская интеллигенция, эмигрировав после революции 1917 года, умудрялась хорошо воспитывать детей в полной нищете, потеряв всё. У них почему-то не выросли дети- воры, убийцы и насильники, хотя по твоей теории должны были.
УдалитьВ чем мы с тобой не согласны - так это в том, что изначально НЕвоспитанные люди могут чудесным образом перевоспитаться, став богаче, и начать нормально воспитывать детей. Плохо воспитанные богатые родители, обладающие уверенностью в богатстве не то что для себя, а на много поколений вперед, все равно плохо воспитывают своих детей( примеры знаю лично). Единственный вариант исправления ситуации - плохо воспитанные богатые родители отлучают от себя детей и отдают гувернанткам или отправляют их в "Европы" в школы и колледжи, где их детям вбивают нормы поведения и эти дети потом приезжают домой и стыдятся своих родителей. Ещё вариант - воспитание мужчины женой. Этот вариант наааамного менее эффективный, чем воспитание ребенка родителями, но все же работающий. Примеры тоже знаю лично :) Если нет воспитанных родителей, жены или школы-интерната - плохое воспитание передастся независимо от наличия денег. Просто будет богатое быдло, что ещё хуже чем быдло бедное.
Соответственно, ты предполагаешь, что разбогатев общество сможет больше внимания уделять правильному воспитанию. Но учитывая, что единственный работающий вариант - это полная изоляция ребенка от родителей, то такой вариант даже в богатом обществе доступен только самой богатой ее части, а таких всегда немного, не более 5% населения. Поэтому общество никогда не наберет критической массы людей с высокими этическими нормами, базируясь только на экономических факторах. Нужен дополнительный фактор, который даже бедняков сможет поднять на более высокий этический уровень. На данный момент я думаю, что такую роль может выполнять религия. И прочитав книжку, я пришла к выводу, что таким потенциалом обладают только 2 религии: протестантизм и конфуциантсво. Только они, хоть и каждая по-разному, акцентируют внимание на долге и на общественной пользе. Что собственно, неплохо объясняет успехи Запада и Китая на текущий момент. Кстати, в Китае довольно интересно - в эпохи потрясений всегда выходили на первый план даосизм и буддизм, в эпохи роста - всегда конфуцианство. И так уже пару тысяч лет.
И ещё: в-целом, я согласна вот с этим : "Ежели был плохой период в стране, то основная масса портится. А ежели был хороший, то улучшается." Но размер флуктуаций, а также медиану, к которой стремится общество, определяет не экономика, а другие факторы, та же религия и традиции. Соответственно, если традиции не подразумевают под собой высоких этических норм в принципе, то и общество за 20-30 лет хорошей жизни их не достигнет, а просто вернется к тому, что до ухудшения ситуации было для него "нормой". Соответственно, если для немца воровать неприемлемо в принципе, то они перестают воровать после войны. А если для русского стянуть кирпич со стройки - не грех и в хорошие времена, то русские перестают воровать еду, но продолжают воровать кирпичи.
УдалитьМне тут мысль в голову пришла, что было бы хорошо провести эксперименты по дилемме заключенного(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE) среди представителей разных религий. Мне кажется, это дало бы шикарный материал по тому, какая религия более благотворно влияет на общество.
УдалитьСуть дилеммы заключенного вот в чем: "Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к 0,5 года. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?"
Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.
Представим рассуждения одного из заключённых. Если партнёр молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой заключённый приходит к тому же выводу.
С точки зрения группы (этих двух заключённых) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным.
Что-то я расписалась уже на отдельный пост в комментариях.... Пора заканчивать :)
Граммар-наци :) Я затем и взял "интеллигентов по крови" в кавычки, чтобы подчеркнуть, что это не из-за наследственности. Неудачный термин выбрал. Пусть будут "интеллигенты по жизни". Остальное потом дочитаю.
УдалитьПро 7 миллионов жертв голодных смертей в Великую Депрессию настаивать не буду. Но врядли все были такие культурные в это время:
Удалить--------
Великая депрессия изменила социальный облик Америки. Если рабочие, жившие «от зарплаты до зарплаты», лишались только своих заработков, то средний класс потерял помимо работы и все сбережения. Средние американцы стремительно нищали, переходя в разряд люмпенов. К концу третьего года Великой депрессии средний класс оказался на грани исчезновения. Вчерашние «белые воротнички» торговали с лотков яблоками и чистили обувь. Люди, которые были не в состоянии платить за жилье, сколачивали в предместьях городов хибары. Бездомные почитали за благо попасть хотя бы на сутки в тюрьму за бродяжничество, чтобы получить кров и похлебку. На шесть тысяч рабочих мест на стройках СССР претендовали 100 тыс. американцев. Многие из тех, кто получил работа в стране социализма, собирались покинуть родину навсегда.
http://www.economicportal.ru/facts/great_depression.html
--------
Переехавших в СССР жалко. В ГУЛАГ многих попихали потом http://nnm.ru/blogs/kryaker41/emigraciya-v-sssr/
Религия конечно влияет на поведение, но основного влияния я пока за ней не вижу. Есть вон Южная и Северная Корея. Есть относительно безопасный и чистый Таиланд и рядом Камбоджа, где решётки в отелях на окнах и тащут всё, что плохо лежит. Может там буддизм неправильный? Или может католицизм сильно помогает Аргентине в борьбе с экономическими кризисами?
Американцы никуда моментально не вернулись. Вон в 49 году еще вышибали мафию из Лос-Анжелеса во всю. Причём не придерживались закона в методах, так как полиция была скуплена на нижнем уровне почти полностью http://www.kinopoisk.ru/film/468564/
Я считаю, что любой перестанет воровать кирпичи, если он может их свободно купить и нормально работает полиция.
Кстати, сегодня только отец Викочки из Кишинёва рассказывал, как во времена СССР менялись цыгане в Молдавии. Им запретили кочевать (пригвоздили к месту).
Дети вынуждены были пойти в школу. За пару поколений изменились те цыгане полностью. Не воруют, живут мирно. Даже инженеры среди них есть хорошие.
Пока при своём мнении остаюсь. Почитаю еще "Одноэтажную америку" Ильфа и Петрова. Вот.
Я слышал, что и на Руси можно было статую идола языческого попинать, если что не так :) Но официально пожаловаться... Ну китайцы придумщики. А книжку почитаю. Интересно. Сообщай, если еще какие зияющие дыры в нашем полусоветском образовании найдёшь.
ОтветитьУдалитьДа-да, Ромка, почитай. Я и так то была не уверена, что поведение людей формируется только экономикой, как ты считаешь, а теперь, после прочтения этой книжки, ещё меньше. Может и у тебя мнение немножко поменяется, посмотрим.
УдалитьИнтересно было бы почитать как православие в отличие от католицизма (и других поздних ветвей вроде протестанства) влияет на культуру народов.
ОтветитьУдалитьЧестно говоря, не уверен, что у меня дойдут руки до такой книги, но спасибо за информацию.
Михаил, я ответила на ваш вопрос чуть выше в серии комментариев для Ромы Петрова, почитайте.
Удалить