Инфраструктура.
Речь пойдет в первую очередь о дорогах и городской среде, хотя к понятию инфраструктуры можно отнести и инженерные коммуникации, энергоэффективность и многое другое, но я просто не обладаю квалификацией в этих вопросах. В начале года я уже писала о принципах градостроительства в Канаде, которые очень сильно отличаются от российских. Этот пост тогда не привлек широкого внимания, а между тем, инженерные градостроительные решения влияют на нашу жизнь очень серьезно. Именно от них зависит сколько часов вы будете проводить в пробках на работу, как далеко от вас будут находиться детские сады, школы, кружки, детские площадки и как трудно или легко вам будет водить туда детей. Также от принципов и правил градостроительства зависит будет ли у вас шалман под окном с пьющими алкоголиками, загруженная днем и ночью дорога, огромная парковка круглосуточного супермаркета или деревенская тишина, нарушаемая только пением птиц. От них же зависит, будете ли вы бояться войти в собственный подъезд или будете дружески говорить соседу "Привет". Ещё от инженерных решений зависит и количество ДТП на дорогах, и то, приедет ли к вашему дому скорая или пожарные вовремя. И будет ли куда подключить пожарным свои шланги.
И что меня печалит в современной России, так это отсутствие грамотных инженерных решений в плане градостроительства и строительства дорог. Несмотря на громадные инвестиции в эти две сферы, строящиеся объекты очень часто плохо продуманы и неудобны. Причем это видно даже мне, непрофессионалу. Например, я до сих пор не могу понять, почему на Западе и в Азии при строительстве развязки на трассе сначала с нее делают съезд, а потом въезд, а в России все с точностью до наоборот. И так построена и продолжает строиться питерская КАД, которая строилась в последнее десятилетие. Это не наследие советского прошлого, когда такого потока автотранспорта просто не предполагалось, это то, что делается сегодня. Точно так же построена МКАД. Ведь очевидно же, что сначала надо дать людям возможность покинуть трассу, а уже потом вливать новый поток. И не надо перемешивать эти два потока, дополнительно загружая трассу и создавая аварийные ситуации. И это очень грустно, потому что инфраструктура это не ерунда, это не однодневные ежеминутные проблемы и расходы. Инфраструктура это то, что определяет жизнь как минимум нескольких поколений, это наше настоящее и будущее. Причем у меня есть смутное подозрение, что проблема не в отсутствии хороших инженеров в России, по крайней мере пока что проблема не в этом. Проблема в отсутствии у инженеров права принятия решений.
В плане жилого строительства тоже все печально, так как большая часть современной стройки - это многоэтажки. Я нашла ранее упомянутую мной статью в Эксперте, почему многоэтажки это плохо. Но даже активно развивающийся сейчас в России сегмент коттеджных поселков, таунхаусов и малоэтажного строительства как альтернативы многоэтажкам находится в совершенно диком состоянии. Вот пример людей, далеко не бедных, живущих в таунхаусах в Подмосковье. В статье упомянуто только то, что они проводят по 1,5-2 часа в пробках на работу и столько же обратно, а также высокие коммунальные платежи. Но не упомянут вопрос детских садов и школ, которых зачастую в таких поселках просто нет. Я немного поизучала рынок питерских таунхаусов и менее чем у половины из текущих проектов предусмотрено строительство детских садов, ещё меньше объектов с хотя бы одним офисом врача на весь поселок. Про школы же вообще даже не упоминается. В какие школы будут ходить дети всех этих людей? В какие кружки? В какие поликлиники и больницы?
Ничего этого на данный момент в России при планировании малоэтажного жилья просто не предусматривается. У меня есть совсем не бедные друзья, которые, пожив пару-тройку лет в одном из лучших питерских пригородов, перебираются обратно в город, потому что вся их жизнь - работа, детские сады, школы, врачи, спортклубы, рестораны, магазины - сосредоточена внутри городской черты. Получается, что в крупных городах в России есть сложный выбор: либо природа + пробки + инфраструктурная пустота вокруг, либо городские удобства, но плохая экология, плохая безопасность и тоже пробки.
В Канаде же все плюсы удачно совмещены. Вы можете жить на природе, жарить шашлыки во дворе и при этом ездить на работу 20 минут, водить ребенка в сад или школы в 5 минутах от дома, заезжать в супермаркет, семейную клинику или спортклуб тоже в 5-10 минутах от дома.
Проблемы расстояний и трафика тоже в Канаде решаются намного эффективнее, чем в России. При подготовке статьи я с удивлением выяснила, что в Москве и Питере автомобилизировано только около трети населения. Страшно представить, что бы случилось, если бы количество автовладельцев было как в Канаде. Здесь процент автовладельцев почти в два раза выше - 607 машин на 1000 человек по данным на 2009 год. При этом среднее время, проводимое в пути на работу в самом загруженном городе Канады - Торонто - составляет 32,8 минуты. Конечно, очень многие там добираются дольше, около 2,6 млн человек тратят на дорогу 45 минут и больше. Тем не менее, отсутствие транспортного коллапса при почти вдвое большей нагрузке на дороги - это заслуга грамотных инфраструктурных решений. Я не хочу вдаваться сейчас в подробности как это достигается, так как не обладаю достаточной квалификацией. Знаю только, что используются и датчики движения , и грамотная планировка полос и развязок, и интеллектуальные системы контроля трафика. Как устроен центр контроля трафика у нас в Оттаве можно почитать по ссылке, этот блог вообще может быть крайне интересен для читателей, увлекающихся "how it works".
В общем, инфраструктура довольно кардинально влияет на такую штуку как качество жизни и это не пустые слова. Это самое качество тут ощущается сразу в день приезда и продолжает ощущаться постоянно, даже если у вас не очень много денег.
Дружелюбность и детская непосредственность населения.
Это вопрос сложный, так как степень необходимой ему дружелюбности каждый выбирает для себя сам. Но так получается, что айтишники и представители других интеллектуальных профессий довольно часто интроверты и, в-среднем, менее конфликтны чем "среднестатистический русский". Соответственно, довольно часто в России эти люди становятся свидетелями, а иногда и участниками конфликтов, поневоле. Ну, например, стоя в очереди и наблюдая ругань между двумя другими покупателями. Или в пробке приходится наблюдать как подрезают другого участника дорожного движения или вас самого. Или кто-то учит вас или какую-то другую маму с ребенком, как правильно надо воспитывать ребенка. Или кто-то кидает общественное полотенце в спортклубе на грязный пол, а вам это неприятно. Или просто кто-то рядом разговаривает матом. В общем, примеров, которые подспудно раздражают вашу психику, можно привести миллион, продолжать не буду.
Так вот в Канаде ничего этого нет или случается так редко, что вызывает скорее удивление, а не привычное мелкое раздражение. Да, у канадцев, европейцев и американцев возможно не очень искренне всегда все ок, good и даже fabulous, но зато все эти тысячи ежедневно окружающих вас людей на вас никак на влияют и не лезут вам в душу со своими проблемами. Да, вы ничего не можете сказать по выражению их лица, но, может быть, и слава богу, что вы не можете прочитать по лицу водителя в соседней машине, что сегодня с утра мама этого мужчины сводила его с ума своими советами, потом он проторчал полтора часа в пробке, потом начальство сделало выговор за плохо подготовленный отчет, а сын принес из школы двойку?
Давайте посмотрим правде в глаза, большинству совершенно все равно как дела у других людей и они не хотят сталкиваться с их эмоциями ежедневно. Настоящих сострадальцев чужим неприятностям сыскать довольно трудно и в России. Это свойство здоровой психики, невозможно сочувствовать абсолютно всем окружающим в режиме 24/7. Но в России у вас нет выбора, вы все равно столкнетесь с выражением отрицательных эмоций или агрессии со стороны чужих вам людей и как-то на них отреагируете, возможно подсознательно. И дело тут не только в экономических потрясениях последних двадцати лет. Дело ещё и в климате, и в религии и традициях, и в сложной российской истории последних двух столетий(
В Канаде у вас тоже нет выбора. Вы не столкнетесь с отрицательными эмоциями, так как выражение отрицательных эмоций сильно не приветствуется культурой и обществом, но столкнетесь с выражением положительных эмоций. Вообще в мире не так уж много эмоционально открытых культур. И, надо прямо сказать, что Северную Америку по сравнению с Азией можно назвать крайне эмоциональной, так как тут принято открыто выражать положительные эмоции. Причем энтузиазм их выражения намного выше среднестатистического русского, так как точка отсчета тут другая. В России улыбка несет в себе смысл, поэтому ее можно смело отнести к выражению положительных эмоций. В Северной Америке улыбку можно считать за ноль на шкале отсчета эмоций, так как улыбка в Америке значит только то, что вы сейчас находитесь в Америке. Именно поэтому энтузиазм в выражении положительных эмоций тут намного превосходит русский. Корни этого сдвига в сторону выражения положительных эмоций лежат, на мой взгляд, в феномене "positive thinking", который является одним из основополагающих в североамериканской культуре. Когда-нибудь я напишу отдельный пост про этот "positive thinking" и как он влияет на те или иные аспекты жизни в бытовом плане. Сейчас не хочу углубляться в эту тему, так как она очень обширна.
Хочу только отметить, что, например, в Азии (Китае и других странах под влиянием конфуцианства и буддизма) очень часто про эмоции вообще можно забыть, с точки зрения европейской культуры они, можно сказать, не проявляются. И интровертам крайней степени такая культура возможно будет ещё ближе, так как можно просто жить в своем коконе, практически не соприкасаясь с окружающим миром. А из известных мне примеров эмоционально выразительных культур в обе стороны, с которыми я сталкивалась лично, я могу вспомнить только русских, средиземноморские культуры и латиноамериканцев. Но и в Италии, и в Испании, и в Латинской Америке климат намного теплее, что довольно сильно сдвигает распределение частоты эмоциональных всплесков в положительную сторону. Даже если ты беден, то довольно трудно быть хмурым и злым под жарким итальянским солнцем, сидя в тени апельсинового дерева. А вот под серыми питерскими или московскими тучами довольно сложно излучать итальянскую жизнерадостность. Это я все к тому, что люди в России, конечно же, постепенно добреют с ростом экономического благополучия и будут продолжать добреть и оттаивать, если хорошая жизнь будет продолжаться. Но вряд ли их степень дружелюбности в ближайщем или даже отдаленном будущем может достигнуть степени дружелюбности культур, живущих в теплом климате. Поэтому если вы по каким-либо причинам не вписываетесь в среднестатистический уровень, то остается только куда-нибудь уехать. В Канаде придется приспособиться к тому, что люди здороваются в лесу, но зато забыть про ругань на улицах и в очередях, про агрессию на дорогах. В очередях тут с соседями хихикают так, как будто вы в школе за партой с лучшим другом болтаете.
Закончу весь этот пафос сортирной историей про непосредственность канадцев. Дело было в аэропорту в Доминикане перед возвращением в Канаду. Закрывшись в кабинке, я уже было приготовилась заняться делом. Но тут послышался голос из соседней кабинки, просящий меня (то есть замеченные соседкой неизвестные две ноги) передать через стенку немного туалетной бумаги, так как "в моей кабинке она закончилась". Честно говоря, не знаю что бы я сама делала в подобной ситуации, оказавшись без бумаги в кабинке туалета, но, наверное, мне было бы трудно обратиться к соседским ножкам по столь деликатному вопросу. Но только не канадке, для нее это пару пустяков и, самое главное, хорошее настроение сохранено и неприятность решена. Да и я сама вышла из туалета сияя, мне было дико смешно передавать бумажку от одних раскоряченных ножек к другим. Вот вам наглядный пример этого самого "positive thinking" и превращения потенциальной проблемы в ржач.
Как долго продлится канадское дружелюбие в случае возникновения серьезных экономических проблем? Честно говоря, не знаю. Многие мои друзья придерживаются мнения, что экономика определяет сознание и при ухудшении экономического положения люди очень быстро портятся, а при улучшении экономического положения за 2-3 поколения сильно улучшаются. Мне лично кажется, что это всё абсолютно верно, но дело немножко сложнее. И помимо экономики сильное влияние оказывают религия и сложившиеся веками исторические традиции. А флуктуации степени культурности вниз-вверх происходит в каждом обществе вокруг некой медианы. И что эти медианы у всех обществ разные. И для существенного поднятия вверх(кстати, ещё интересный вопрос - вверх относительно чего? - ведь не существует общемирового стандарта культуры) планки медианы просто два-три поколения хорошей жизни недостаточно. Кстати, подскажите, пожалуйста, источник расхожей теории про три поколения?
Я думаю, что для существенного скачка культуры в ту или иную сторону надо набрать критическую массу людей с другой культурной планкой. Соответственно, для существенного роста культуры вверх нужны социальные лифты, работающие для большинства в обществе. Но экономический рост не всегда связан с появлением социальных лифтов для большинства. И чистый капитализм, на мой взгляд, хуже создает социальные лифты, чем социализм. Наглядным примером этого могут служить США и Канада. Капитализм в Канаде носит больше черт социализма, чем капитализм в США. И как результат, криминальная обстановка в США похуже канадской, так как расслоение общества там сильнее.
А для существенного падения культуры вниз нужны ужасы типа войны, которая физически уничтожает культурные массы. Гражданская война вполне подойдет. А вот просто экономического кризиса может быть недостаточно, хотя он вполне может стать причиной войны. Резюмируя, мне кажется, что если дело в Канаде не дойдет до войны, то народ тут не испортится до непоправимого уровня даже во время кризиса. Но это все моя гипотеза, поэтому я на истину не претендую и открыта к дискуссиям, особенно интересно услышать мнение историков и социологов, если меня таковые читают. Моя гипотеза больше базируется на математике и физике, чем на социологии. Мне кажется, что функция развития общества не может быть непрерывной и должна содержать скачкообразные разрывы.
На этом завершаю, продолжу тему нематериальных достоинств Канады позже.
После твоих сообщений про курение, стал обращать внимание на курящих.
ОтветитьУдалитьТак вот, могу сказать, что по моим наблюдениям, у нас курят больше девушки и женщины.
По части нематериальных активов: у нас тоже есть устойчивый тренд на улучшение, однако все еще сложновато в некоторых вопросах, люди еще пока остаются злыми и нервозными, но в целом скорость внедрения изменений достаточно высокая.
Статистика по курению с тобой несогласна :) http://ne-kurim.ru/articles/stat/statistika-kureniya-v-rossii/
УдалитьОднако среди молодежи процент курящих среди мужчин и женщин почти одинаковый.
Я, собственно, и говорила, что в РФ дела улучшаются с доброжелательностью, но, к сожалению, пока ещё оочень далеко до канадского.
про оптимизацию дорожной инфраструктуры: развитие дорожной сети, умные светофоры и т.п. никогда не удовлетворят количеству личного транспорта. и потому в цитаделях цивилизации и добра старательно склоняют граждан к пользованию общественным транспортом. путём ацкого налогообложения автомобилей (скандинавия), ацких цен на топливо (скандинавия), ацких страховок (неожиданно, но скандинавия, другая европа, про америку не помню). где прочитал - не помню.
ОтветитьУдалитья это не к тому, что надо забить на дороги. я про разумный компромисс.
и про количество машин. наблюдение сегодняшнего утра. на работу выдвинулся в 11:15 - все нормальные люди давно на работе. вокруг дома (домов) свободно не больше 20% парковочных мест. при этом на дорогах купчина не сказать чтобы пустынно.
так вот. не дай бог всем машинам выехать одновременно! это ж никаких хайвеев не хватит
А я как бы и не говорила, что общественный транспорт не нужен. Нужен и очень даже. И моя личная большая претензия к Америке - тут общественный траспорт развит на порядок хуже чем в Европе, как внутри городов, так и между. Особенно мерзко неразвит ж/д траспорт. Из-за этого собственно все и на машинах, по-другому тут просто невозможно.
УдалитьНо для общественного траспорта тоже нужна хорошо опродуманная инфрастуктура. И, пожалуй, даже ещё лучше продуманная, чем просто для потока личного траспорта, так как в разумное время развести по работам и школам 50 человек в автобусе сложнее чем одного человека в машине. Так что одними запретительными мерами ( ацкие налоги, страховки и топливо) дело не решить, надо ещё и строить по уму. В Скандивании скорее всего в этом плане все хорошо. Вообще Скандинавия похоже сейчас впереди планеты всей по части решения сложных экономических и социальных проблем :) Только вот люди, как ты говоришь, там несчастливы. Парадокс, однако.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить>А для существенного падения культуры вниз нужны ужасы типа войны, которая физически уничтожает культурные массы.
ОтветитьУдалить>Гражданская война вполне подойдет. А вот просто экономического кризиса может быть недостаточно
А мне кажется, что может быть и экономического кризиса достаточно. Я в Детройте не был. Сужу удалённо и неточно. Но мне кажется, что в Купчино уже может и покультурней, и поспокойней. Вот криминал в автобусах http://www.wxyz.com/dpp/news/stabbings-lead-detroit-bus-drivers-ready-to-protest-monday-urge-riders-to-seek-other-transportation
Вот фотки Детройта времён расцвета и сейчас http://egland.livejournal.com/93045.html
При этом там всё это было вполне себе плавно еще. Просто японские производители постепенно вытесняли американских. У нас в 90е всё было в разы жёстче.
парадокса в ситуации нет. есть парадокс в мозгах. депрессивные состояния возникают чаще у благополучных людей, у которых нет проблем в широком понимании. датчане с гордостью самоназываются cuicide nation. гугл мне в помощь, среди первых результатов по слову суицид, даёт ссылку Why the Happiest States Have the Highest Suicide Rates
ОтветитьУдалитьВот тут фотки Детройта лучше смотреть http://relax.ru/post/50315/detrojjt_ili_kak_umirajut_goroda69_foto.html
ОтветитьУдалитьПо ссылке выше половину фоток дели куда-то.
По ссылке видно, что как раз набралась критическая масса. Да, это случилось и без войны, но локально, так как все "нормальные" переехали в другие места США и население заместилось на "ненормальных". В рамках страны этого без войны достичь сложнее, так как нормальные люди должны физически куда-то деться: переехать в другие страны или умереть. Глубокий кризис порождает эмиграцию, конечно. Дальше вопрос количества. Большинство людей довольно инертны и без войны их фиг сдвинешь с места, даже если очень плохо. В США население намного мобильнее, чем в РФ, так что может быть в данном конкретном случае последствия для Детройта сравнимы с военными, спорить не буду.
УдалитьНу и ещё один момент: удаленно судить реально сложно, я не уверена, что там все настолько плохо как показывают журналисты. У журналистов профессия такая просто - 90% в СМИ занимают плохие новости.
Если судить по СМИ, то в РФ сейчас чуть ли гражданская война началась из-за Бирулево. А на практике вроде бы немножко не так дела обстоят :) Так что нам приходится опрашивать друзей и родных на предмет того, насколько те или иные события реально масштабны. А в Детройте ни у тебя, ни у нас знакомых нет, так что фиг знает что там на самом деле происходит.
Я просто хочу сказать, что экономический кризис не влияет на людей настолько, чтобы вообще выбить из них понятие морали полностью. Я, например, если буду помирать с голоду, возможно пойду и ограблю магазин. Но я не пойду писать на голову водителя автобуса(это поведение упоминается в ссылке про Детройт), даже умирая от голода. Для того чтобы писать на голову водителю надо родиться в бедности и не ходить в школу вообще. Если человек хоть чуть-чуть жил при нормальном обществе, то всё, оно его уже сформировало уже и до полного скотства он уже не опустится без войны.
УдалитьВозможно родители этих подонков были вполне себе культурными. Это уж чьё влияние победит. Родителей или остального мира.
ОтветитьУдалитьВозможно всё. И в нормальных семьях иногда вырастают убийцы, воры, наркоманы и т.д. Также как и из бедных семей иногда выходят Ломоносовы. Но среднестатистически бедность порождает бедность, богатство порождает богатство, культура порождает культуру, быдло порождает быдло. Яблоко от яблони недалеко падает. Собственно наш спор только о том, что ты признаешь влиение только экономики, а я считаю что есть ещё и влияние культуры. Различие взглядов не очень принципиальное :)
УдалитьДа там всё так перевязано в этих влияниях. Сначала все гуртом прыгали и времени на культуру не было в этой охоте и собирательстве. Потом при земледелии появилась возможность накопить маленько еды и освободить время для культуры и образования. А образование уже подтолкнуло развитие дальше к мыслям о промышленном производстве в частности. Да, наши позиции не противоположны. Но экономический базис выглядит в моих глазах понадёжней. Древние греки были определённо впереди планеты всей по культуре и науке. И где греки сейчас :(
УдалитьК слову о пробках. У нас еще не развит вопрос смены места жительства в связи со сменой работы. Например, сменил работу и надо ездить на другой конец города - переезжаешь в пригород, что поближе к той части города и уже не являешься частью движения, образующего пробки через весь город. В наших условиях это невозможно (пока).
ОтветитьУдалитьНу, честно говоря, мне не кажется что покупка-продажа жилья в России сильно сложнее покупки-продажи в Америке. Тут дело скорее в менталите. Американцы в принципе более мобильны и не рассматривают свое жилье как пристанище на века. Из существеной разницы облегчающей перемещение здесь, мне кажется, есть только стандартизация внутренних отделок. В России сейчас каждый делает в квартире что хочет, а в Америке все стандартно. Во мне это вызывает уныние, но зато это сильно облегчает психологически периодические переезды, так как практически ничего внутри домов одной ценовой категории не меняется по всей Америке. Русским же сейчас зачастую очень сложно бросить свой "ремонт".
УдалитьНе согласен, у нас еще далеко до нормального регулирования сделок, ты как всегда за все сам отвечаешь и ни от чего не застрахован. Да и покупка квартиры у нас это свершение в жизни, которое зачастую происходит один раз в жизни. Ну, а из-за всей этой значимости - мы пока не готовы на легкое отношение к квартире, да еще с ремонтом (обязательно уникальным и шедевральным). Ну еще хочу сказать что большинство покупает жилье в ипотеку, а вот нормальных процессов перекредитования или переноса кредита с одной квартиры на другую у нас вероятно тоже пока нормального нет.
УдалитьНу еще предположу, что в "забугром" более цивилизован рынок строительных работ для косметического ремонта и сервисы переезда.
Ну вообще да, наверное, ты прав, я об этих факторах не подумала. Криминализация рынка жилья тут меньше, это совершенно точно. И строительный рынок чуть более цивилизован, откровенных кидаловых нет. Но я бы не сказала правда, что качество ремонта при этом будет сильно лучше, просто тут вообще никто не будет париться, если у тебя углы не ровно 90 градусов, канадцев такие мелочи вообще не интересуют. А поскольку кругом используется гипрок и крашеные стены, а не обои, то все эти недостатки не сильно заметны. А потолки тут вообще стандартно покрывают крошкой и красят белой краской, то есть ровность потолков в принципе никого не интересует.
УдалитьНасчет рефинансования кредитов - не знаю, мне кажется, что даже если сейчас и нет такого рынка, то уже через несколько лет он точно начнет развиваться бешеными темпами, ждать осталось чуть-чуть совсем.