UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

вторник, 9 апреля 2013 г.

Пропаганда в Канаде. Как это работает.


В этом посте я хочу рассказать о воспитании населения в Канаде.
Из wiki: "Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц."
Меня крайне порадовало после переезда в Канаду, что данный тип пропаганды в Канаде очень развит и активно используется как государством, так и коммерческими компаниями и благотворительными организациями. Это кидается в глаза практически на каждом шагу. Приведу несколько примеров из разных областей жизни.

Борьба с пьянством за рулем.

В Канаде, как и во всем западном мире, празднуется день Святого Патрика. Изначально это ирландский праздник, но отметить его не прочь не только ирландцы. Помимо зеленых цветов в одежде и радости на лицах, праздник характеризуется тем, что многие канадцы на время забывают про умеренность в принятии на грудь и бухают в этот день не по-детски, примерно как в России на новый год. При этом в связи с неразвитостью общественного транспорта, многие, изрядно выпив, садятся за руль и все об этом прекрасно знают. Что же делало канадское телевидение в преддверии этого праздника?
За два-три дня до праздника в Оттаве начали показывать сюжет, снятый просто классически по всем правилам пропаганды. В сюжете рассказывалось как в прошлом году пьяная 23-х летняя девица, возвращаясь из бара в праздник, сбила насмерть мать двоих детей. Крупным планом показывали фотографию улыбающейся молодой женщины, чья жизнь трагически прервалась. Потом двоих сироток, оставшихся без мамы. Короткие интервью с соседями о том, какая прекрасная была женщина и как ужасна такая трагическая смерть. К этому моменту любой нормальный человек уже практически рыдает от жалости. Контрольным выстрелом в мозг дают короткую сводку о том, что 23-летняя девица уже через неделю после события отбыла в места не столь отдаленные со сроком на 5 лет. Из чего легко делается вывод, что ее молодая жизнь также разрушена, а вот если бы она не пила за рулем... Психологический эффект от сюжета очень классный, повторен он был как минимум 3-4 раза буквально за пару дней до праздника.
Также всех предупреждали и широко оповещали о том, что полиция будет проводить плановую операцию. Внимание, внимание, господа празднующие, вас всех будут останавливать и проверять на алкоголь.
А что же делать, если выпить хочется, праздник все ж таки? В каждом ирландском пабе на видном месте висели( а скорее всего и продолжают висеть) объявления с рекламой услуг "трезвый водитель". И эта реклама обязательно попадала в кадр в репортажах о ходе праздника.
На следующий день после праздника показали сюжет о том, что полиция проверила более 800 машин(то есть конкретно отчитались в цифрах). А также рассказали о том, что в этом году никого не сбили и не убили, вот какие мы все молодцы. То есть действуют классически по методу кнута и пряника, рассказывая как будет плохо, когда ты нарушил правила и какой ты молодец, если все сделал правильно. Грамотно ли построена такая пропаганда? По-моему, очень грамотно.
В течение всего года, по радио(а радио сейчас слушают, в-основном, в машинах) продолжается реклама трезвого вождения. Это делается постоянно, то есть в мозг постоянно клюют "надо меньше пить, пить надо меньше"(с).
При этом правила в Канаде достаточно либеральны. Разрешено выпить примерно один бокал вина, то есть при фактически разрешенном потреблении алкоголя за рулем(все же мы люди), делается всё для предотвращения действительно опасного вождения.

Пропаганда здорового образа жизни. 

Хочу показать один ролик с канадского ТВ, который я лично считаю пропагандой здорового образа жизни. Сначала посмотрите его, а в конце статьи я поясню что это и о чем это. Надеюсь, что английского всем хватит, потому что он довольно длинный и перевести все не представляется возможным.



Пропаганда благотворительности и терпимого отношения к больным детям.

Ещё пару роликов, показываемых на телевидении. Автор - благотворительная организация, ведущая деятельность по всей Канаде. Опять таки не совсем государство, но то, что благотворительная организация показывает свои ролики в прайм-тайм по центральному телевидению, на мой взгляд, говорит как минимум о преференциях со стороны государства. Кроме того, это один из наиболее эффективных способов собрать средства на помощь детям, а также сформировать общественное мнение в правильном направлении. Основная мысль этих роликов: дети-инвалиды - люди, которые могут и должны быть встроены в нормальную жизнь, и задача общества помочь им в этом.

Ролик про "шефство", которое более старшие дети берут над младшими, помогая им справиться с их положением. Обе девочки родились без одной руки.

Про мальчика-хоккеиста, тоже без руки.



А сейчас, как и обещала, раскрываю секрет про первый ролик с мамами и детишками. Вообще говоря, это коммерческая реклама. Я лично об этом догадалась далеко не сразу. А что именно рекламирует данная компания я узнала только когда зашла на их сайт для подготовки этой статьи. Это производитель маргаринов с пониженным содержанием холестерина и с добавкой витаминов. Тут можно начать говорить "на что только не пойдут капиталисты ради продаж". Но если какая-либо реклама действует в интересах всего общества и при этом помогает кому-то что-то продать, то я лично всеми руками за. Не каждый пойдет покупать эти маргарины, но многие задумаются над тем, что поддерживать свое здоровье действительно стОит хотя бы ради детей.

Каково положение дел в России?
В России проявления позитивной пропаганды крайне редки, несистематизированы и явно видно, что государство не уделяет этому методу должного внимания. Я лично видела только редкие плакаты вдоль дорог, призывающие к соблюдению ПДД. И мне лично совершенно непонятно, почему пропаганда в целях воспитания населения не используется в текущей российской ситуации. Ведь она крайне эффективна и при этом это очень-очень дешевый метод воздействия. И в России на данный момент совершенно точно есть деньги на это. По сути пропаганда сходна с рекламой, методы у них практически одинаковые. Как все ещё действующий маркетолог, я знаю, что для первичного запоминания достаточно всего 3 контакта с рекламным сообщением. Я также хорошо знаю цены на интернет рекламу  и примерно представляю цены на ТВ рекламу в РФ и могу совершенно осознанно утверждать, что государство достаточно богато для того, чтобы выделить на это деньги. Интернет-реклама все ещё стоит копейки в пересчете на контакт с одним уникальным пользователем, охват аудитории огромен( около 60 млн человек) и вовсю развивается видео-реклама. Причем интернет уникален тем, что реклама( и пропаганда) может быть интерактивной. А в интерактивной форме легко обучать не только детей, но и взрослых. Также в интернете есть вообще вся молодежь.

Телевизионную рекламу может себе позволить любая крупная компания, а интернет-рекламу любая средняя. Я абсолютно уверена, что рекламные агентства, которые делают рекламу таким крупнякам как Билайн, могут забабахать такую талантливую пропаганду здорового образа жизни, что вчерашний любитель майонеза и пива прямо завтра с утра побежит кросс в 5 км по все ещё холодному Питеру :)

В-общем, мне довольно затруднительно понять, почему этим не пользуется государство в целях воспитания населения, тем более что спрос среди зародившегося среднего класса в России на это явно есть. Иначе бы не появлялись в интернете самостоятельные попытки воспитать окружающих как на фотке.



И я бы хотела услышать ваше мнение по этому поводу, особенно от Леши, Антона и Ромы, как основных носителей позитивного мнения о развитии России среди моих друзей. Ещё раз повторюсь, я считаю, что дело не в финансах. Могу доказать в цифрах, что стоимость пропаганды низка по сравнению с другими государственными расходами.

14 комментариев:

  1. Вышестоящий пост между прочим политический и провокационный, а кто-то обещался про политику не гугу. Так что ответить могу тоже в провокационном стиле.
    "...Как все ещё действующий маркетолог, я знаю, что для первичного запоминания достаточно всего 3 контакта с рекламным сообщением. Я также хорошо знаю цены на интернет рекламу и примерно представляю цены на ТВ рекламу в РФ и могу совершенно осознанно утверждать..."
    Был я нескольких госучреждениях за последний год :) И вот, веришь ли, ни разу не видел я там такого продвинутого и знающего тонкости современных технологий чиновника, как ты. Может потому вместо госслужбы все знающие в страны с развитыми экономиками уехали? :) Может я конечно ошибаюсь и экономика тут совсем не причём. И поехали они в бедные страны типа Египта, Пакистана или там Нигерии какой. И двигают им там пропаганду здоровья, обучают детей новым технологиям итд. Но что-то сомневаюсь :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ромка, ты по сути сказал, что я умнее президента и правительства. Зачет :)))) Пост мой не провокационный - я что вижу, то и пою. И не политический - будет хорошо, если в России перестанут любое упоминание государства считать политикой и начнут сравнивать государство с корпорациями, например. И если посмотреть на государство как на корпорацию, то ничто не мешает ему нанять грамотных маркетологов для развития людских ресурсов, так как в конечном итоге это выгодно ;) Повышается производительность труда, снижаются затраты на здравоохранение и полицию и т.д.

      Удалить
    2. И, кстати, я лично уехала не в страну с развитой экономикой, а в страну с развитым обществом. Вещи хоть и взаимосвязанные, но не взаимозаменяемые.

      Удалить
    3. Не знаю уж насчёт президента с правительством, хотя возможно :) Но точно умнее большей части чиновников, которые даже не подозревает о том, что интернет-реклама действительно работает.
      И я по-прежнему считаю, что люди одинаковые везде. А общество где-нибудь за 3 поколения сытой и безопасной жизни без потрясений становится вполне себе развитым. И точно также быстро оно портится в случае всяких революций, смут итд. И еще. Из моих знакомых в более бедные страны не поехал никто. Разве что один в Тай на удалёнке работать.

      Удалить
    4. Отдайте ребенка из семьи алкоголика в семью профессуры и он станет развитым за 1 поколение. Оставьте его в семье алкоголиков и через 10 поколений эта семья будет производить алкоголиков за редким исключением self-made.
      Поэтому если не работать над воспитанием общества, то за 3 поколения сильно развитым оно не станет. Станет чуть более развитым эволюционным путем, но не сильно. А если работать над воспитанием общества, то изменения могут происходить и быстрее, чем за 3 поколения. Это примерно как разница в скорости между искуственным и естественным отбором. И тот и другой действует в направлении развития, но с разными скоростями выращиваются разные нужные качества. Кроме того, естественный отбор иногда шутит и отращивает третичный нерв жирафу, который идет от уха к глазу делая петлю через ключицу под 2-метровой шеей. Ну просто так получилось, потому что жирафы тоже произошли от рыб, а у рыб это было эффективно. Ну и что, что надо нарастить лишних 4 метра нерва, пустяки какие. Это к вопросу об эффективности естественного развития.
      У тебя нет знакомых уехавших в бедные страны, потому что все твои знакомые - айтишники. В бедных странах нет для них работы, поэтому они туда и не едут. А мы всего за 2 недели путешествия по Доминикане лично встретили 3 русских, которые переехали туда жить и очень этому рады. И я читаю русскоязычные блоги людей, живущих в Эквадоре, Доминикане, Аргентине, Тае и ещё куче стран третьего мира. И причины их отъезда далеко не всегда экономические, также как и лично мои причины. Тема миграции вообще отдельна и многогранна. В Канаде полно эмигрантов из Англии, например. Что им в Англии не живется, макроэкономические характеристики стран примерно одинаковые.
      Собственно, вопрос был не в том, кто куда разъезжает и почему общество в РФ не развито, а почему его сейчас не развивают когда для этого есть все средства.
      В России вертикаль власти в полном смысле этого слова, поэтому от решения президента зависит очень многое и я не верю, что он не догадывается, что путем телевидения и интернета можно влияеть на общественное мнение, иначе бы он просто не был политиком.
      И кстати, бывший ген дир Йоты сейчас замминистра связи. И он точно знает что такое интернет-реклама, EBITDA и ещё кучу умных слов. Так что будем надеяться поделится сакральным знанием с другими чиновниками :) Правда не могу сказать, что его бизнес решения были эффективными и вообще судьба Йоты как бизнеса печальна.

      Удалить
  2. В 90е годы довольно много профессоров стали алкоголиками и воспроизводят их. Наверное от отсутствия правильной пропаганды, а не от того, что денег на еду едва хватало :)
    Я считаю, что правильная пропаганда есть ускорение эволюции. Так же как компьютеры ускоряют техническую эволюцию, ибо без компьютера обсчитать простенькую траектории спутника уже запарно. Но компьютеры бесполезны для земледельцев без электричества. Им нужно пройти через необходимые эволюционные стадии типа индустриализации, введение обязательного образования итд. И вот тогда там естественным образом возникнут люди, использующие компьютеры.
    Самой базовой ступенькой является удовлетворение основных потребностей. Еда, жильё, безопасность. Чтобы люди не тратили на это время. Какие ступеньки дальше сама придумаешь :)
    Что там еще? Вертикаль власти цинична и использует пропаганду тупо, только для удержания власти. Дык это первобытная такая стадия. Компьютеры тоже никто сначала в сеть не объединял. Не понимал даже зачем.
    Попадание гендира Йоты на госслужбу с его кругозором отлично вписывается в эволюцию. Может он и будет там основателем правильной пропаганды для ускорения эволюции. Кто знает. Если конечно опять РФ с лестницы не навернётся сама или с чьей помощью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В-общем, твое мнение сводится к тому, что в РФ сейчас недостаток грамотных чиновников на высшем уровне. Ок, спасибо, мнение понятно, хотя и довольно спорно на мой взгляд.

      Удалить
  3. А как здесь стыдно не сортировать мусор, когда все соседи выставляют разноцветные контейнеры:))) В первую неделю выставив только черные пакеты со стыда чуть не умерли))) А потом ничего, втянулись и начали так же синхронно вытаскивать зеленые, синие и черные боксы:)
    А с пропагандой полностью согласна. В России просто некому не надо воспитывать население... а то воспитается и поймет,что как-то не так оно все должно быть, в нормальном обществе:)

    ОтветитьУдалить
  4. Полностью согласна с Marina Ponomareva! Да и вообще, наше государство уже давно занято не населением, а собой. Так, что, Юля, я удивляюсь, что ты еще чему-то удивляешься в нашей Раше!:)

    ОтветитьУдалить
  5. Но как приятно читать, как где-то далеко так хорошо..:)))

    ОтветитьУдалить
  6. Уже сейчас в Питере довольно много различной социальной рекламы в виде разного формата плакатов.
    Причем, довольно привлекательной на вид. Это отдельные элементы ПДД, наркотики, здоровый образ жизни вообще.
    Еще очень хорошо освещаются всякие планируемые спорт и.т.п. мероприятия типа велосипедных ночей.
    5 лет назад было хуже.

    Канадские примеры - это отличное владение инструментом социальной рекламы: правильно выбранные время и способ, комплекс мер, ответственные и умелые люди на местах, бюджет.
    Для такого освоения инструмента нужно время и упражнения.

    О необходимости пропаганды здорового образа жизни слышно уже очень давно, в том числе от высших властей.
    И, к счастью, одной пропагандой дело не ограничивается: строятся бассейны, дворовые спорт-площадки, развивают большой спорт, например, в виде КХЛ.
    Но не Президент же будет планировать социальную рекламную кампанию?
    Кто-то в ГИБДД, например, или в родственном ведомстве должен вдруг стать способным захотеть и сделать такую кампанию перед новогодними праздниками.
    А какие процессы сейчас идут в ГИБДД, какие там люди - мы примерно знаем и слышим.
    И это очень далеко от уровня директора Йота/замминистра связи.
    Соответствующие люди должны появиться в ГИБДД или Дирекции по обеспечению безопасности дорожного движения, а для этого кто-то должен нанять их и, быть может, кого-то уволить и.т.п.
    Так и набираются годы...

    Так что, время и упражнения :)

    Я как-то рассказывал тебе о взгляде на социальную систему через призму понятий физики: инерция и масса, как ее мера, сила, ускорение, механическая прочность, энергия.
    Суть в том, что есть социальная система, изменяющая состояние из А в Б.
    Чем дальше в пространстве состояний эти точки друг от друга находятся, тем выше дольше идти, или выше нужна скорость, чтобы приобрести которую нужно прикладывать большую силу и.т.п.
    В применении к твоей статье, точка А - это социум, который уже лет 10 учат (90-е), что человек человеку волк. Учат на упражнениях выживания, когда полгода не платят зарплату, а есть что-то надо, когда в государство изымает твои сбережения, когда на фоне этого зарождается молодой капиталистический класс с его нерешаемой задачей честного получения первого миллиона со всеми сопутствующими явлениями.
    Точка Б - это описываемая тобой ситуация в Канаде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антон, спасибо за комментарий, в-целом все правильно и верно, я согласна. Один только момент. Конечно, президент не должен сам планировать социальную рекламу. Но ситуация в РФ на данный момент такова(пока ещё общество незрелое), что слово президента для чиновников это круче чем закон, так как его все боятся в отличие от закона. И как показывает практика, когда он говорит "а давайте-ка вы все вот прямо сейчас подорветесь и побежите строить Сочи-2014", то все подрываются и бегут. Пусть по пути воруя и делая как могут, а не как правильно, но бегут, а не ползут( по вравнению с другими областями чиновничей деятельности где президенсткого пинка не было). Вот об этом и вопрос в моей статье. Поскольку выращивание человеческого капитала крайне важная задача, по-крайней мере на мой взгляд :), то не очень понятно почему президент до сих пор не дал волшебного пенделя в этом направлении. А то что пенделя не было на мой взгляд очевидно. Как только он произойдет, поначалу появится громадная масса бездарной рекламы. А вот уже потом включатся те процессы, о которых ты писал. Время и упражнения.

      Удалить
    2. По своей жизни понимаю, что на все вопросы просто не хватает собственной энергии.
      У каждого человека есть весьма ограниченный ресурс - внимание, которое он может оказывать какой-то деятельности.
      Пенделя дать недостаточно. Затем нужно мониторить траекторию послепендельного полета, выдавая корректирующие действия.
      У высшей власти очень много вопросов, по которым нужно раздавать пендели.
      И поэтому что-то может находиться в фокусе внимания,а что-то нет.

      Что важно для нынешней высшей власти - нужно смотреть в программных предвыборных статьях.
      При всей важности чел. капитала, соц. реклама - выглядит скорее очень малой областью.
      Такие вещи делаются хорошо, когда на местах сидят люди, владеющие этими инструментами.

      Ну и насчет косвенных признаков пенделя - бездарной рекламы итп.
      В 2008, помню, меня возмутило огромное количество одинаковых плакатов, поздравляющих горожан с Днем милиции (или работника МВД) 11 ноября.
      У меня была фотка, где я с одной точки видел штук 8 одинаковых плакатов на придорожных щитах размером метров 8.
      Мне тогда это показалось компенсацией карманным компаниям-владельцам рекламных площадей выпавших доходов из-за уменьшения спроса на рекламу из-за кризиса, т.е. явной коррупцией.
      Я полез в данные о бюджете города и увидел действительно раза в 2 выросший бюджет на социальную рекламу.
      Бюджет был вот так бездарно/коррумпированно растрачен.
      Мне не хватило квалификации, чтобы понять как мое вполне подкрепленное ощущение превратить в действенный наезд, и таких как я, к сожалению, много.
      Как оценивать неэффективность социальной рекламы?

      Правда, больше такого безобразия не повторялось и сейчас соц. реклама более целенаправленная и эффективная.
      Матвиенко больше не губернатор города и доступа к денежным потокам не имеет.
      Так что, деньги выделяются, более или менее успешно превращаются в рекламу.
      До телевизионной рекламы еще не добрались, вероятно.

      Удалить
    3. Тот случай, который ты описываешь в 2008 - это скорее всего все таки распил бабла, а не президентский пендель, тут ты прав. Президентский пендель будут характеризовать 2 признака: 1. появление рекламы на все темы(здоровье, пдд, не воруй и т.д.) одновременно, так как естественно он не будет общаться с каждым отдельным министром, а вызовет их всех и скажет что-то типа "чтобы через 3 дня у меня был план по социальной рекламе, а не то вам всем ай-яй-яй".
      2. реклама будет довольно длительной, как минимум год, а не под конкретную дату, так как бюджеты планируются на год.
      Как оценить эффективность/неэффективность рекламы? - так же как и любой рекламы - в цифрах. В данном случае если речь идет об МВД, то статистика преступлений до и после. Стало меньше - молодцы, осталось как было или стало больше - деньги разбазарили. При таком подходе сразу становится очевидным, что поздравлять с днем работника милиции преступников бесполезно. В здоровье - стало меньше курящих - молодцы. И т.д. Конечно, для этого эту статистику для начала нужно собирать. Но насколько я знаю и статистика преступлений и статистика заболеваний собирается худо бедно, поэтому на ее сновании уже что-то можно говорить.
      В инете, например, 1% конверсии(это отношение числа клиентов к числу посетителей сайта) считается средним нормальным показателем. В принципе, наверное можно было бы взять за основу эту цифру как оценку эффективности изменений. То есть, например, если после какой-либо массивной кампании против курения в городе СПб число курящих уменьшилось на 1%, значит она была не то чтобы успешной, но средней по эффективности. Как косвеный показатель можно использовать число продаж по городу(или по стране), если продажи упали на 1% - значит реклама работает. Такую статистику с приемлемой степенью точности собрать не сложно, достаточно обязать крупных ритейлеров ее сдавать государству, они все равно ее собирают и знают. А у государства уже есть бюро статистики, так что обсчитывать эти цифры они умеют. Более того, я думаю, что именно на основании продаж они и считаются уже сейчас, так как по-другому это обсчитывать очень сложно.
      Я не знаю какой процент конверсии в наружке считается нормальным( и его там кстати сложнее посчитать, так как количество контактов с рекламой посчитать точно невозможно, только предположительно на основе данных о дорожных потоках), но наверняка примерные цифры есть в любом рекламном агентстве, занимающемся наружкой. Ну то есть это не rocket science совершенно, но обычному гражданину на этом дело о коррупции, конечно, построить сложно, вряд ли такие аргументы примут наши суды - и это, кстати, проблема, так как аргументы эти логичные.
      А вот по поводу предвыборных статей, я если честно читала их довольно давно и плохо помню, но мне кажется, что там про человеческий капитал вообще ничего особо не было. Или было? И что было? Думаю, ты помнишь лучше меня, так что буду благодарна за подсказку :)
      Я не очень верю, что можно построить развитое общество с неразвитыми членами этого общества, поэтому мне построение общества, которое способно к саморазвитию представляется архиважным. Поважнее Сочи или Сколково в сто раз, а это проекты на которые президент находит почему-то время в своем графике. И на мой взгляд, это одно из самых важных отличий современных "развитых" стран от тех что называют "неразвитыми". Они отличаются в первую очередь людьми. США сейчас во многом деиндустриализированная страна с очень большими экономическими проблемами, но жить в ней все ещё сильно комфортнее чем в РФ, благодаря человеческому капиталу. Конечно, неизвестно как долго это продлится, Ромка скорее всего скажет, что до первой революции :)

      Удалить