UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

пятница, 7 июня 2013 г.

О чем скучают эмигранты.

Оказавшись за пределами Родины, как-то очень быстро выясняется, что тебе чего-то не хватает. Привычного такого, о чем раньше просто вообще не думал. У каждого этот список свой, у каждого по-разному длится привыкание к отсутствию любимых и нужных вещей. Я не имею в виду тоску по друзьям и родным, это понятно и нормально. Я имею в виду простые такие вещи, бытовуху. Мой друг, например, уже более 3 лет возит в Лондон мыло "Детское". Каждый приезжающий в Лондон знакомый привозит ему несколько кусков этого мыла. Ну и ещё килограмма два наших русских конфет, куда ж без них. И вполне вероятно, что и через 10 лет он все так же будет ввозить  в Англию этот незамысловатый запах шоколада и мыла из детства. У всех такие "зацепки" разные, объединяет эмигрантов только одно - они есть :) Чем  быстрее эмигрант "отпускает" эти зацепки, тем быстрее и успешней происходит интеграция в новое общество. Счастливы те люди, у кого их мало или кто быстро привыкает к новому.
Решила и я составить такой список по двум причинам. Во-первых, он явно какой-то большой у нас, по субъективным ощущениям больше, чем у среднестатистического эмигранта. Во-вторых, мне интересно как быстро будут выпадать(и будут ли) элементы из этого списка. Будет интересно почитать его года через три, например.


Итак, поехали.

1. Баня. Это просто ужас как нам не хватает нормальной русской бани. Американцы даже сауну в спортклубах толком не используют. Ну что это за сауна с  +60 внутри? Это не сауна, а фигня какая-то. И я уж совсем молчу про настоящую баню с вениками. В Оттаве они отсутствуют как факт. Довольно популярна тут только пародия на баню: так называемая "инфракрасная сауна". Ремарка для тех, кто со мной не знаком: мы по бане скучаем не потому что русские там обычно пьют. Мы в бане пьем только зеленый чай и воду. Мы скучаем по бане, потому что это один из самых лучших придуманных человеком способов оздоровить организм. Забавно, что в довольно северной Канаде баня так непопулярна, ведь и фины, и русские придумали сауны и бани, потому что было холодно. Видимо сказывается то, что предки канадцев были из относительно теплых Англии и Франции. Я не была в бане уже полгода, у меня практически ломка :) Раньше мы ходили туда раз в неделю. Совершаю безумные попытки намазаться медом и солью в душевой кабинке :))))

2. Еда. А именно: кефир, творог, ряженка, сметана, молочные сосиски, вареная колбаса, конфеты, шоколад "Особый", бородинский хлеб, пельмени, сочни, бублики, сыры, торты а-ля "тирольский пирог", "Медовик"  и "Санчо", минеральная вода, квас, фрукты и овощи из ларьков кавказских друзей. Нет, не то чтобы этого всего тут не было. Все почти есть, но какое-то "другое". Ну то есть вроде бы есть можно, но удовольствие не то. Опять таки, вспоминая своего друга из Лондона... Он не так давно был в командировке в Киеве и там в гостинице на завтрак были сырники. Так две недели подряд его заказ на завтрак звучал так: "Десять сырников и два кофе, пожалуйста." ДЕСЯТЬ сырников две недели подряд!!!! Когда он мне это рассказал, мы сначала дружно ржали, а потом точно также дружно вздыхали и грустили, потому что мы понимаем друг друга, эмигрантские проблемы у нас одни :) Вот и я сейчас тоже готова съесть десять сочней от питерского хлебозавода "Каравай" и запить десятью кружками кефира "Пискаревский", хотя в России пила кефир хорошо если раз в две недели. И заесть это все бубликами и винегретом :) Если вам вдруг приспичило винегрет или салат "Мимоза" посреди ночи или на обед, вы сходите в супермаркет и купите это там. Тут это я все могу получить, разве что приготовив самостоятельно. За 1 доллар тут никакого винегрета не купишь, его тут вообще не купишь. Кстати, когда мы были в гостях у сестры в Вашингтоне - они нас угощали салатами и котлетами из русского магазина. В Оттаве салаты в русских магазинах не продаются, а жаль. Кажется, что продам душу за сочень и кусок бородинского хлеба :)

3. Доступность лекарств, и особенно трав. Как и большинство русского населения, я имею склонность к самолечению, потому как надежды на врачей особо нет. В связи с чем, поход в аптеку с целью купить чем бы таким полечиться, для большинства русских совершенно обычное дело. Добавить к этому, что я довольно неплохо разбираюсь в нескольких областях медицины и становится понятно, что врачи мне не нужны, мне нужны лекарства. Тут почти все лекарства кроме витаминов продаются по рецепту. А некоторых классов лекарств, а также трав нет в принципе. Травы, видимо, считаются "ненаучным" видом лечения. Ну и что, что вся Россия лечит кашель корнем солодки, в Канаде кашель лечат научным "ничем". Есть какие-то бестолковые сиропы, но даже сами канадские врачи не стесняются писать в блогах, что они неэффективны. И в очередной раз, я тут убеждаюсь, что русский с китайцем братья на век. В Канаде почему-то разрешена китайская медицина, она то нам и помогает. Почему-то китайские травки считаются вполне себе научными. Но, учитывая, что мое знакомство с китайской медициной близко к нулю, то пока что купить что-нибудь полезное получается только методом тыка.

4. Доступность врачей и анализов. Если говорить, чего не хватает лично мне - это возможность сделать в любой момент анализ крови без всяких направлений от врачей в ближайшем центре Хеликс, который находился в 300 метрах от моего дома и получить результаты в тот же день на email. Сервис такого уровня в Канаде мне просто не представить. А если немного отвлечься и поговорить на тему медицины, то ситуация примерно  такая. В России модно считать, что медицина в России ужасная и недоступная для населения. Ребята, недоступна она в Канаде, США и Европе(везде правда по-разному: где-то дорого, где-то дефицит врачей), а в России все относительно неплохо. Вы можете вызвать врача на дом, вам не надо сидеть 6-10 часов в очереди с температурой +39, у вас есть поликлиники, вы можете вызвать бесплатную скорую помощь, которая будет ехать 3 часа, но все таки приедет, но самое главное в России есть платная и доступная при этом медицина. Вы можете пойти и сделать анализ крови за 500 руб и на следующий день( а не через полгода) пойти в терапевту/эндокринологу/урологу/ whoever you want за 900 руб и получить консультацию. Вы можете пойти к знакомому массажисту и сделать массаж спины за 800 руб, а вылечить кариес за 3500 руб. И не надо говорить, что это недоступно большинству населения. Если ты можешь работать, тебе это доступно. Если ты пенсионер и не можешь работать, то  тебе помогут дети. Недоступно, это когда простой клинический  анализ крови стоит 300 долларов, а 5-минутный визит к врачу ещё 150-300. Недоступно, это когда для попадания к эндокринологу или гинекологу нужно записываться за полгода-год.  Недоступно, это когда вызов ГОСУДАРСТВЕННОЙ скорой стоит тоже 300 долларов, а если вы ее вызвали по "недостаточно серьезным" по мнению врачей причинам, то у вас будет ещё и штраф долларов на 500 дополнительно. Недоступно, это когда операция стоит не 5-10 тыс долларов(как большинство операций в России), а 100 тыс долларов. Вот это недоступно. Недоступно, это когда простые роды стоят 10 тыс долларов, а сложные(кесарево) 25 тыс долларов. Недоступно, это когда вылечить простой кариес стоит не 100, а 500 долларов.  Сначала меня, кстати, удивляло, почему в Канаде так много людей с ужасно плохими, кривыми и даже отсутствующими зубами, чего в Питере я уже сто лет как не видела. Потом поняла, что это тут реально недоступно большинству населения, так как стоматология не покрывается государственной страховкой.

5. Рестораны грузинской, узбекской, армянской и азербайджанской кухни. Что ни говори, а кавказские и среднеазиатские народы знают толк в еде. Ферганский плов, чахохбили, барашек на вертеле, долма, манты, шурпа, лагман и прочие радости любимых кухонь нам тут недоступны. К моему большому сожалению, в Оттаве я пока не встречала ресторанов ни одной из этих национальных кухонь. Я страшно скучаю по ресторанам Ginza Project в Питере: "Бричмула", "Шурпа", "Мамалыга", "Плюшкин",  а также  по ресторану "Ферма". Там не только вкусно кормили, там был интерьер, атмосфера, приятная музыка, а в туалете из динамика рассказывали сказки  тысяча и одной ночи:) Там был прекрасный сервис, официант передавал заказ на кухню мгновенно через гарнитуру  и были такие обязательные для нормальных ресторанов в современной России услуги как детская комната и гардероб. Тут в ресторанах детских комнат я пока не видела, в итоге наши друзья нанимают няню чтобы сходить куда-нибудь, так как с маленьким ребенком в ресторан уже не сходишь. На вкус и цвет товарища нет, но местные интерьеры тоже наводят на меня тоску, особенно вездесущий затоптанный ковролин темных мрачных оттенков. А периодически встречающаяся в заведениях попроще одноразовая посуда, то есть пластмассовые вилки,тарелки и стаканы, вообще сносят мозг. Мне как-то никак не уложить в мозгах почему, заплатив приличные деньги, аналогичные стоимости ужина в "Васаби" в Питере, я должна в какой-нибудь суширии пить чай из пакетика из дешевого пенопластового стакана. Бррр. Напоследок отмечу, что в нормальном месте средний счет без излишеств, с бокалом вина или пива на двоих будет с учетом чаевых примерно 130-150 долларов, то есть 4000-5000 руб на двоих. Поэтому в рестораны мы тут ходим по купонам группона, иначе жаба хватает за горло и душит, душит, душит :)

6. Дешевая и качественная мобильная связь в РФ. Насколько я понимаю,  дорогая и говеная(сорри) связь - это фишка чисто Канады, в Европе по отзывам дела обстоят намного лучше. Средний тариф, на который в России тратится примерно 200-300 руб в мес, когда вам доступно ВСЁ, в Канаде будет стоить 50-70 долларов. При этом качество связи оставляет желать лучшего. Например, при движении по дому, мой телефон периодически теряет связь с вышкой.  Практически в любом магазине или торговом центре выше 1 этажа, наши с Валеркой телефоны не ловят на первом этаже этих центров. Я уж молчу про такую роскошь как мобильная связь в глухом лесу в 150 км от Питера. Об этом в Канаде не приходится даже мечтать. Даже вдоль трасс, отъехав буквально пару-тройку десятков км, вы оказываетесь в глухой изоляции, связи у некоторых операторов уже нет. А уж в лесу тут медведи, а не волны сотовых операторов. Плюс по телеку постоянно показывают скандалы, когда люди, живущие на границе с США, получают месячные счета по 500 долларов, так как их оператор вместо того чтобы подключить телефон к ближайшей своей вышке, переключает их в международный роуминг. Прикольная у них маршрутизация однако. "Гибкость" биллинга тоже не поддается никакому описанию кроме матерного. Пример: на днях по ошибке оператора из-за рассинхронизации биллинга мне не смогли подключить мой тариф и в итоге автоматом перевели на поминутную оплату(10 руб минута за местные звонки, нормально да? Ах да, входящие тут тоже платные). Чтобы заново включить тариф мне надо было доплатить полтора доллара. А это, как выяснилось, невозможно :) Предложили заплатить полностью за весь тариф заново, а висящие 20 баксов на счете просто "заморозить" до лучших времен, то есть подарить оператору. Пип-пип-пип. Со слезами вспоминаю что мы творили  с биллингом в Йоте в плане выполнения пожеланий клиентов. Хотите поменять тариф с 1000 руб на 500 с пересчетом остатка в дни? Одно движение мышкой в личном кабинете... Через 5 минут передумали и хотите обратно? Ещё одно движение мышкой... Хотите продлить свой тариф при балансе в 1 руб? Мы посчитаем доступные вам минуты автоматом, вы даже не заметите этого... Хотите незаметно для себя перейти с WiMax на LTE? Какие проблемы, вам не надо знать этих слов, все случится автоматически, только воткните новый модем...  В-общем, ощущение от местной мобильной связи примерно как от связи с РФ в девяностых годах. Дорого и плохо. И даже, наверное, хуже, так как тут есть такая страшная штука как "контракт", но об этом я даже писать не хочу.

7. Дешевое телевидение в России. Дорогое ТВ - тоже чисто канадо-американская фишка. Над Европой висит куча спутников, которые дают десятки бесплатных каналов. В России кабельное или спутниковое ТВ телевидение стоит копейки, от 3 до 15 долларов в месяц. Тут за кабельное телевидение придется раскошелиться тоже как в-среднем на 50-60 долларов в месяц, бесплатного спутникового телевидения нет, а на антенну ловится 4-5 англоязычных каналов, из которых только 2 можно хоть как-то смотреть в принципе. И да, в дождь, снег или ветер, количество каналов сокращается до 0-1. И это в городе с населением более 1 млн человек.  Даже в российской провинции, у моей мамы в Туле на антенну бесплатно ловится около 15 каналов.

8. Дешевый интернет в РФ. История та же, что и со всеми другими коммуникациями. В Канаде приготовьтесь потратить не менее 40-50 долларов в месяц на то, за что в России вы платили 10-15. А теперь давайте посчитаем: на семью из 2-х человек, у вас в среднем в месяц в Канаде будет уходить примерно 200-250 долларов на телефоны, телевидение и интернет. В России на то же самое будет уходить примерно 40 долларов при значительно более высоком качестве услуг. Плачу и скучаю...

9. Дешевые и качественные услуги косметологов, массажистов, банщиков, парикмахеров, фотографов и т.д. Примерно полтора года назад я делала курс массажа у массажистки, работающей со сборной России по фигурному катанию. Профессионал высочайшего уровня, которая работала с Плющенко и другими звездами. Стоимость одного сеанса была 700 руб ( примерно 23 доллара). Эх... Тут приходится спасаться самостоятельно, йогой или чем-нибудь другим.  А средний вид прически канадской женщины вот уже почти полгода удерживает меня от похода к парикмахеру, я страшно заросла, но очень боюсь за свои волосы :) А моя подруга стала стричь себя сама :)

10. Разнообразие интерьеров домов и квартир. Я не могу сказать, что мне не нравятся канадские интерьеры. Они все красивые. Есть только одна проблема: они все ужасно одинаковые. И на мой непрофессиональный взгляд напоминают "викторианскую" эпоху. В типичном  доме чаще всего будут: кожаные диваны с журнальным столиком перед ними, вычурные  и очень громоздкие лампы и торшеры, мраморная столешница на кухне, в столовой будет тяжелый деревянный стол с тяжелыми же деревянными стульями, часто обитыми кожей,  деревянные жалюзи в спальнях на втором этаже, белые глухие двери во всех помещениях, крашеные стены, паркет на первом этаже и ковролин на втором и на лестнице, кованая или мебель "под ротанг" на террасе, зеркала в темной раме, встроенные шкафы и захламленный гараж. Везде будет отдельная плита, встройку не продают и не используют. Почти везде будет двустворчатый холодильник. Мебель в спальне с 95% вероятностью темная, мебель на кухне с 90% вероятностью белая или "под ясень", мебель в ванной со 100% вероятностью либо белая, либо темно коричневая. Все это красиво и рафинировано, но на мой взгляд новичка слишком одинаково и старомодно. Естественно, у очень богатых людей все по-другому, там работают дизайнеры, но я говорю об обычной семье. Некоторое разнообразие вносит только Икея, которая на контрасте с типичным канадским интерьером представляется просто дизайнерским прорывом и глотком свежего шведского воздуха с минималистким уклоном :)
В России есть красивые и убогие интерьеры, у кого встройка, у кого отдельная техника, встроенные и отдельно стоящие шкафы; ковролин, керамика или паркет самых разнообразных цветов и оттенков независимо от комнаты, полный полет фантазии в ванных комнатах и на кухнях в плане плитки; глухие или стеклянные двери, двери со вставками всех цветов, арки; крашеные стены или обои. У кого старомодные советские ковры на стенах, а у кого минимализм, хайтек, барокко, рококо, эклектика или что там ещё придумается человеку. Мебель тоже была крайне разнообразной, одних моделей диванов существует наверное штук 100 или больше. В-общем, ходить по домам было интересно :)
Обвинять при этом канадцев я бы не стала, тут просто ассортимент магазинов в средней ценовой категории страшно однообразный, везде всё одно и то же. Куда ни приди - кругом кожаный диван, почти близнец дивана из соседнего магазина. Светлой мебели для спален почти нет, 90% ассортимента мебели темных и очень темных тонов. Никаких других внутренних дверей кроме как глухих белых в строительных магазинах тоже не замечено. Отличаются они только ценой, но не видом :) И так во всем, что касается мебели и строительных материалов.

Пожалуй, пора остановиться. Сорри, возможно этот пост навеян тем, что я уже 2 недели сильно болею, так что настроение так себе. Обещаю исправиться  и наваять что-нибудь положительное :) Желательно в обмен на бублик :)





17 комментариев:

  1. Юляндрий, слово говеный пишется с одной Н

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, действительно, твоя правда. Спутала страдательное причастие прошедшего времени с отглагольным прилагательным. Я ещё и запятые уже как попало ставлю, к сожалению.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, крошка... ты точно на поправку идешь? *волнуется, пихает таблеточку в рот :)
    Почитала и сразу захотелось домой)))
    1. Баня - я не любитель, поэтому совершенно спокойно переношу ее отсутствие.
    2. Еда - вот творожку и парочки привычных продуктов вправду не хватает. Зато появилось большое количество новых вещей.
    3. Лекарства - травами не лечилась, поэтому не грущу тоже. Но вот привычка пить определенный набор лекарств осталась, и довольно сложно представить, что у меня нет привезенных запасов из Мск. Про сироп могу сказать, что Пете кашель никак не могли вылечить, кашлял месяца три подряд. Переехали в Канаду, как только купли местный детский сироп - все прошло очень быстро. Дома до этого давали тонну разных лекарств - ничего не помогло. Может конечно совпало.
    4. Доступность врачей и анализов. Я вообще не любитель врачей, и свой анализ крови последний раз сдавала во время беременности, почти 4 года назад. А так как последние лет 5 и не болела серьезно - врача не вызывала. В общем пока мне как-то трудно оценить свое знакомство с местными докторами. Зато с ребенком оба раза очень благополучно сходили. Первый раз за консультацию с нас даже денег не взяли, хотя наши страховки еще не были готовы. Второй раз как пришли - так нас сразу и приняли. По телефону правда нам предварительно сказали, что сейчас пятница и народу мало.
    5. Рестораны.
    Ну как-то да, сходить на четверых в ресторан на 250 баксов (хорошо еще по группону вышло меньше)- это прямо скажем не дешево. По меркам Мск - поход в неплохой ресторан, и уж точно, без пластиковой мебели.
    6,7,8 ДА-ДА-ДА. Избаловала нас Россия-матушка халявным инетом и прочими прелестями.
    9. Блин... читаю и понимаю, что твое "стрижет себя сама" как-то уж свовсем уныло звучит со стороны... больше челку стричь сама не буду))) А вообще я конечно лелею надежду,что здесь у многих на голове гнездо, просто потому, что не ухаживают. В общем будет у меня скоро поход к парикмахеру, расскажу впечатления.
    10. Когда выбирали мебель, я ужасно хотела все белое и к нам и к ребенку... в общем наши темно-коричневые кровати ты видела)))) Вот у нас встроенная кухня темная, но самое смешное - что это стандарт и точно такую же кухню я обнаружила у Кори с Зухрой... один в один. Не удивлюсь, что таких кухонь по Оттаве, как в советское время - почти у всех в новых домах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я говорю, у нас этот список больше чем в-среднем. Никто особо по баням и травам не страдает обычно. А я вот да, к сожалению. Хотя грузинская кухня, судя по вашему новому сайту, не мне одной нравится :)

      Удалить
    2. А кухня темная, видимо, да - сейчас стандарт. Мы в гостях у знакомых тоже видели такую же один в один. Тоже дом новый. А раньше видимо стандарт был белая.

      Удалить
    3. Бу-га-га, да... при тестировании форума завести тему про грузинский ресторан - значит точно наболело)))
      Я вот мечтаю, что приедет мама, приготовит мне пельменей и лагман)))) *облизывается

      Удалить
  4. Юля, банки - про банки написать еще забыла ;)

    Ну а вообще это все мелочи и ерунда, на мой взгляд, огромные плюсы существенно перевешивают эти минусы! :-P

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вася, я рада что вы, вот уже полгода ожидая доков для Пети для визита к врачу, все ещё считаете это мелочью. Хотя Марина в скайпе периодически выражается на эту тему... Да, плюсы есть и существенные, иначе бы мы тут не жили. Но для объективного взгляда я пишу не только про плюсы, но и про минусы :-Р

      Удалить
    2. Да дома еще дольше ждать :) А пока кстати только 3 месяца, но я совершенно не удивлюсь, если пройдет еще столько же)))

      Удалить
  5. Какой пророссийский пост! Интересно а из читателей никто не передумал эмигрировать после прочтения? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что же ж каждый одеяло на свою сторону то тянет :) Вася в свою, ты в свою :) Ромка, пророссийских тут 4 пункта из 10. Остальное - просто местные особенности и мои личные предпочтения. Ты вот в баню не ходишь, например...

      Удалить
  6. Да, баня, конечно, немного специфическая вещь, на любителя. Я иногда тоже скучаю хоть по сауне нормальной :)

    В целом, почти под всем, что имеет пометку "в Европе лучше" можем подписаться. Но потихоньку это все как-то либо сошло на нет, либо нашлись какие-то заменитили (часто удовлетворительные, не больше). А с чем-то, пришлось тупо смириться. Мне вообще казалось, что еда, как минимум продукты должны покрываться значительно русскими магазинами (или китайскими/турецкими/...) + рынками в больших городах.

    Я на 1000% согласен с репликой в начале, что чем быстрее отпускаются зацепки, тем легче идет интеграция, как минимум в бытовом плане.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Половину списка еды у меня занимают молочные продукты. И нормальных тут нет в связи с существованием закона о запрете на продажу непастеризованного молока, а также всех продуктов из него. То есть творога или сыра хорошего тут нет, так как они делаются из сырого молока. В Голландии с этим намного лучше, насколько я знаю :)
      А как в Голландии дела обстоят с медициной?

      Удалить
  7. Действительно клевый пост, очень хочется узнать про "темную сторону силы".
    Так как многим иммиграция видится чем то абсолютно позитивным.
    А требуется трезво смотреть на вещи и такие посты очень способствуют.

    Про еду слышу практически от каждого уехавшего.
    Мое мнение - все равно все познается в сравнении, а дальше дело приоритетов.
    А сейчас иммиграция не за колбасой и длинным долларом, а за социальной составляющей и уверенности в завтрашнем дне.

    ОтветитьУдалить
  8. очень неприятно про медицину.. интересно, почему в со всех сторон развитой стране такое отношение к человеческому организму? то есть социализация на пять с плюсом, а внутренние физиологические процессы в человеке , государство или общество не интересует. Может быть дело в корнях? Я совсем не знаю историю Канады, на ум приходят только индейцы. Они вроде бы должны были быть близки к человеческому телу.. Но, возможно, их повырезали всех. Задумалась очень. Печально конечно, но это хороший стимул не болеть и гармонизировать свое здоровье самостоятельно, благо экология позволяет: чистый воздух, вода, овощи(?), возможность активно двигаться.
    Сейчас в мою жизнь вошла тема очищения организма, если интересна эта тема - могу поделиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аллочка, тут не то чтобы государство не интересует здоровье человека. Оно его интересует. Государство не интересуют не очень серьезные болезни, когда нет угрозы жизни. То есть оно четко расставляет приоритеты и спасает в-основном серьезно больных людей. Тут очень хорошо делают операции, спасают после инсульта или инфаркта, отлично принимают роды и т.д. Но вот с гриппом или простудой к врачу проще не ходить вообще. То есть тут медицина построена так, что тебя хорошо лечат когда ты умираешь :)

      Удалить