UA-41141359-1

Поиск по этому блогу

четверг, 7 марта 2013 г.

О канадской бюрократии: people serving people.

Сразу подумали "брррр, бюрократия". Представили длинные очереди и неприятные лица чиновников. А вот и нет, в Канаде по-другому. И если прошлый пост был о плохом, то сегодня я пишу о хорошем - о канадских бюрократах и чиновниках :)
Довольно хорошо подход чиновника к канадским гражданам( и не только гражданам) характеризует слоган на сайте госуслуг Канады: People serving people. Кстати, зайдите на сайт, если есть время, это познавательно.
Сайт покрывает любую сферу жизни человека: от регистрации рождения, покупки дома, основания своего бизнеса и выращивания детей до регистрации смерти. Этот сайт не единственный и часто содержит ссылки на более специфические  или региональные сайты, посвященные той или иной теме.

Общение же с канадскими бюрократами проходит примерно в следующем формате.
Сначала вы выбираете удобный вам сервис центр( всего их в Оттаве около 20) и приезжаете в него с документами, необходимыми для вашего случая. Любой случай оформляется в одном из центров. Нет разделения на ГРБ, ГИБДД, паспортные столы, пенсионные фонды, УФМС и т.д.
В зависимости от загруженности в центре вполне может быть очередь. Валера сказал, что однажды ждал минут 40. Но в те 2 раза когда мне нужно было сходить в сервис центр, мне везло, очередей не было и я сразу проходила к окошку. Кстати, стоит отметить, что никаких "окошек" на самом деле нет, никто не прячется за пуленепробиваемыми стеклами и жалюзи. Просто стоят регистрационные стойки, примерно такие как в Питере в фитнес-центрах (фотка в начале статьи вполне реальна, примерно так это и выглядит).
Как проходит общение я расскажу на примере получения медицинской страховки, аналогичной русской ОМС, так как на примере всегда понятнее.
Список документов, которые нужно принести  с собой указан на сайте. Что в нем примечательного? В России мы привыкли, что любой список всегда обязателен к исполнению. Здесь же список документов разделен на категории, в каждой из которой нужно выбрать всего лишь один документ. Тот который у вас есть, какой вам хочется и удобнее. В случае медицинской страховки в каждой категории представлено около 20 возможных документов, из которых вам нужно выбрать только один и не надо бегать за разнообразными справками, если у вас их нет.
В моем случае я выбрала местные водительские права, русский загранпаспорт и канадскую PR карту(некий аналог паспорта). Я подала эти документы девушке за стойкой, меня быстро сфотографировали  и примерно через пару минут я была свободна. На руки мне выдали подтверждение того, что я зарегистрировалась на страховку, а также сообщили что сама карточка страховки придет по почте.  В подтверждении уже есть  номер страховки  и его можно использовать пока не пришла карточка. Услуга бесплатна, никаких госпошлин нет. Всё.
Заодно мне исправили небольшую ошибку в адресе на водительских правах и новые права мне тоже скоро придут по почте. Такая замена прав тоже бесплатна.
Кроме того, меня как-то очень обыденно спросили не желаю ли я быть донором органов, если попаду в аварию. Я так удивилась, что даже согласилась.
Стоит ли говорить, что впечатления от общения с государством в Канаде складываются очень положительные.
Надо отметить ещё один момент. В Канаде многие коммерческие сайты находятся примерно на уровне каменного века, то есть середины 90-х годов. Они откровенно убоги с точки зрения дизайна, непонятны, неудобны и содержат мало информации. Но этого никак нельзя сказать о государственных сайтах. Они, наоборот, представляют из себя образчик информативности и понятности. В России пока что с точностью до наоборот, хотя положительные изменения уже есть и сайт госуслуг стал намного лучше, чем был раньше (благодаря некоторым моим друзьям, пробивающимся через государственные препоны :)  Но российским государственным сайтам до канадских ещё ох как далеко.


6 комментариев:

  1. У меня была смешная ситуация, когда меня посадили сфотографироваться и девушка говорит: "не улыбайтесь", ну я я слышу "smile"... и на все зубы выдаю улыбос)))) Слышу, Вася мне вопит: не улыбайся!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я очень удивилась, когда мне сказали не улыбаться. Вроде бы всегда можно было :) Ну я в итоге страюсь все таки чуть-чуть улыбаюсь уголками губ, чтобы угрюмого выражения не было. Никто не возражает, видимо это за улыбку не считается :)

      Удалить
  2. А еще очень нравятся замечательные ограничители для направления очереди. Прям ощущаешь себя человеком. Плюс интересный момент: В России в очереди, особенно к чиновникам, вечно ругаются, истерят, деруться... а тут, спокойно, медленно и быстро. Никаких истерик, никаких скандалов.

    ОтветитьУдалить
  3. Зато в России, сходив разок в паспортный стол, например, за паспортом, можно целую книгу написать))
    А насчет ошибки в адресе: как можно было ошибиться с улицей Yoho?:) разве что переименовать ее в Yahoo!))
    А на самом деле, конечно, здорово. Хотя я и не сомневалась, что в Канаде все именно так и будет:) Это же страна для людей!

    ОтветитьУдалить
  4. В канадском пиаре работает бригада пламенных боянистов-четко видно по лозунгу. Они в свое время предлагали подобный министерству обороны (people killing people), конторам предоставляющим интим-услуги и администрации премьер-министра (people f..ing people), и комитету по вопросам семьи (people making people). Неожиданно, но оказалось что у российских Госуслуг тоже есть девиз "чонада?"

    ОтветитьУдалить