Эпиграф.
"Онтарио - самая безопасная провинция для водителей в Северной Америке."
Министерство транспорта Канады.
В Канаде категория прав, аналогичная русской категории B, называется категория G. Но у нее есть две ПРЕДкатегории - G1 и G2. Пока не сдашь экзамены на G1 и G2 получить полноценные права категории G нельзя.
G1 - это теоретический экзамен, после которого уже можно садиться за руль и ехать! И никакой сдачи вождения!
Но как всегда, есть подвох. Ограничения на G1 такие:
1. Кошмар, нельзя пить :(
2. Всегда надо ездить с пассажиром, у которого более 4 лет стажа.
3. Нельзя ездить ночью.
4. Нельзя ездить по трассам
Из личного опыта: я уже сдала на G1 и могу сказать, что экзамен очень простой. Вообще правила в Канаде подаются в легкой форме: "Остановись, друг, посмотри вокруг и если никого нет, то можешь смело жать на газ" :). Для подготовки к экзамену есть масса сайтов, например, вот этот. Тем не менее находятся люди, которые экзамен заваливают, сама таких видела. Ещё довольно любопытно, что для успешной сдачи экзамена надо знать не только правила, но и наказания, которые последуют, если их нарушать. Этому уделяется большое внимание.
Через год трезвых мучений можно уже сдавать вождение - категория G2. Экзамен по вождению длится примерно 15 минут и включает в себя все возможные навыки, за исключением езды по трассе. В первую очередь экзаменатора интересует
Также после получения G2 можно ездить одному. А вот пить все ещё нельзя :(
И ещё через год ты,наконец, зарабатываешь право на последний экзамен G full, на котором проверяются уже вообще все навыки, включая езду по трассе. Длится экзамен тоже примерно 40 минут. В машине вы один на один с экзаменатором. Экзаменатор комментариев по ходу движения не дает, только отмечает что-то в своих бумажках. Говорят, это очень нервирует.
И вот, сдав последний экзамен, ты, наконец, счастливый обладатель полноценных прав. Можно смело пойти отметить это дело в бар ;) Хотя допускается содержание алкоголя до 0,5 промилле(примерно 1 бокал вина), дальше начинаются серьезные неприятности.
Вся эта сложнозамороченная система получения прав вообще-то рассчитана на тинейджеров. После сдачи теории, новоявленный водитель обычно катается целый год с родителями, которые его и обучают премудростям вождения. Также для юных водителей есть ещё ряд мелких ограничений, которые я не упоминала, но все они направлены на сохранение хрупкой жизни нежного создания.
Для имигрантов есть исключение: если есть бумажка, подтверждающая твой нехилый стаж вождения зарубежом, то можно пропустить 2 года ожидания и сразу сдавать на G full.
Из личного опыта: существенное отличие канадских правил от русских - это отсутствие правила "пропускать тех, кто справа" . Вместо него действует правило, абсолютно невозможное в России в силу менталитета, - правило FIFO: первым подъехал к перекрестку, первым на него и выезжаешь(предварительно полностью остановившись). Так и представляю постоянные разборки наших "Ты что, я первый сюда подъехал!" :)
Возвращаясь к эпиграфу, хочется отдельно высказаться по поводу безопасности вождения и как канадцы этого добиваются.
Помнится, в России я как-то опрашивала своих друзей на предмет "Что значит, по-вашему, хорошо водить?" И, к сожалению, НИКТО мне тогда не сказал, что хорошо водить - это водить безопасно.
Так вот, в Канаде все по-другому, мысль про безопасность вбивается в головы водителям с первых строк ПДД.
Первая глава в правилах вождения - это введение. А вот вторая глава называется "Безопасное и ответственное вождение". Ответственное, блин! Не могу удержаться, чтобы не привести несколько фраз с первой страницы этой главы:
"Вы должны делать больше, чем просто следовать правилам. Вы должны заботиться о безопасности других людей на дороге."
"Вы должны быть предсказуемы на дороге."
"Вы должны видеть опасные ситуации заранее и быстро реагировать для их предотвращения. Это называется "защитное вождение"(не смогла подобрать нормального перевода для "defensive driving"). Защитное вождение базируется на трех принципах:
1. Видимость. Вы должны смотреть вокруг и также быть заметным на дороге.
2. Пространство. Всегда держите дистанцию сзади, спереди и сбоку от вас.
3. Общение. Устанавливайте взгляд с другими водителями и пешеходами и добивайтесь того, чтобы они знали о ваших маневрах. "
Отдельные разделы в книге посвящены поведению в опасных дорожных ситуациях: занос, туман, сильный дождь, езда с прицепом и т.д. Для каждой ситуации подробно расписано, что нужно делать в той или иной ситуации и вопросы на экзамене покрывают эти темы.
А что же происходит, если все таки нарушить правила? Этому хочу посвятить отдельный пост, так как тема штрафов и наказаний очень обширна и сильно отличается от российской.
Полицейские там так же ныкаются по кустам и отлавливают народ в первые дни после выходных и праздников? :)
ОтветитьУдалитьНеа, надо сказать, что за полтора месяца я тут их вообще не видела кроме как рядом с местом аварии. Однажды в чьем-то блоге читала про такой случай ныканья в кустах, но похоже это была единичная ситуация :) Тут джентельменам как бы все время верят на слово, что ты хороший, но если не дай бог поймают с чем-нибудь, то мало не покажется.
УдалитьНу и потом канадцы не пьют практически похоже. Ну то есть они пьют пару дринков в пятницу вечером и даже могут в обед пивка дернуть баночку, но не напиваются.